|
Некоторые вопросы привлечения лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. |
|
Предусмотренные законодательством основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в ходе рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) участников (учредителей, собственников имущества), других лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия можно свести в пять основных категорий, которые представлены в таблице 1 (прилагается). Основания для привлечения к субсидиарной ответственности установленные в части 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), части 2 ст. 9, ст. 223 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) аналогичны основанию, предусмотренному в подпункте 1.35 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь № 508 от 12.11.2003 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Указ № 508). При применении указанных оснований для привлечения к субсидиарной ответственности можно выделить следующие особенности:
1. Привлечение к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным в части 4 ст. 8 Закона о банкротстве.
В данной статье устанавливается субсидиарная ответственность в случае неисполнения обязанности по подаче заявления должника. Само по себе введение данной обязанности направлено на защиту прежде всего интересов кредиторов, так как введение защитных процедур экономической несостоятельности (банкротства) (контроль за деятельностью руководства со стороны кредиторов, управляющего, хозяйственного суда, ограничения по совершению сделок, приостановление начисления процентов, пеней, штрафов) на ранних этапах возникновения неплатежеспособности влечет наибольшее сохранение активов для расчета с кредиторами. Вместе с тем, при рассмотрении дел о банкротстве зачастую выявляются ситуации, при которых должник имея неудовлетворительное финансовое положение продолжает участвовать в предпринимательской деятельности, заключать договора, получать продукцию, что ещё более усугубляет его положение и влечет неисполнение обязательств перед ещё большим количеством кредиторов, в том числе перед республиканским бюджетом.
Сама по себе норма части 4 ст. 8 Закона о банкротстве носит бланкетный характер, так как предусмотренные в ней основания для привлечения к субсидиарной ответственности определены как ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных в частях 1-3 ст. 8 Закона о банкротстве.
В части 1 ст. 8 Закона о банкротстве предусмотрены четыре основания, при которых возникает обязанность должника подать заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве): 1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица; 2) органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; 3) органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника; 4) выявлено обстоятельство, предусмотренное частью первой статьи 247 настоящего Закона.
Критерием для определения даты возникновения первого обстоятельства является данные бухгалтерского учета должника (в том случае, если бухгалтерский учет является достоверным). Невозможность удовлетворения требований должника перед другими кредиторами наступает в случае, когда имущества должника не достаточно для расчета с кредиторами либо в случае, если удовлетворение требования одного из кредиторов влечет обращение взыскания на основные средства и как следствие фактическое прекращение деятельности должника – юридического лица. Также в качестве такого критерия может выступать отрицательное значение величины чистых активов должника – юридического лица, так как в соответствии с п. 3 ст. 47-1 ГК.
Кроме того, в качестве основания для возникновения обязанности по подаче заявления должника возможно использовать критерии с которыми законодательство связывает обязанность хозяйственного суда по вынесению частного определения в соответствии с подпунктом 1.10 пункта Указа № 508. В соответствии с п. 1 Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 10.03.2005 № 10 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами подпункта 1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» в качестве такого основания установлена оценка в совокупности размера взыскиваемой суммы; финансово-экономического состояния должника и его платежеспособность (обеспеченность финансовых обязательств активами; соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; наличия денежных средств на расчетном счете или наличие картотеки, стоимость имущества); наличия возбужденных исполнительных производств, сроки их исполнения и общий остаток задолженности по ним; момент возникновения задолженности.
Таким образом, датой возникновения обязанности по подаче заявления должника в соответствии с абз. 2 части 1 ст. 8 Закона о банкротстве в связи с тем, что удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица является дата установления несоответствия финансового состояния должника нормативам установленным в законодательстве, в частности нормативным значениям коэффициентов платежеспособности, указанных в приложении 1 к Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. № 81/128/65, так как такое несоответствие влечет обязанность должника по применению мер по досудебному оздоровлению в соответствии с подпунктом 1.6 п. 1 Указа № 508 либо дата возникновения обязательств по ликвидации должника – юридического лица в связи с отрицательным значением величины чистых активов, что свидетельствует об отсутствии у предприятия собственных средств для расчета с кредиторами и продолжения деятельности.
Второе и третье основание для возникновения обязанности для подачи заявления должника связаны с принятием соответствующего решения высшими органами управления должника в связи с чем, определение даты с которой такая обязанность возникает не вызывает особых вопросов.
Четвертое основание ссылается на возникновение обстоятельств указанных в п. 1 ст. 247 Закона о банкротстве. Вместе с тем, учитывая соотношения общих и специальных норм, при нарушении сроков подачи заявления должника при возникновении обстоятельств установленных в п. 1 ст. 247 Закона о банкротстве необходимо применять положения части 2 ст. 249 Закона о банкротстве, так как данная норма является специальной.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 1.13 п. 1 Указа № 508 на период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением республиканского органа государственного управления или местного исполнительного и распорядительного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника.
Таким образом, в случае возникновения оснований для подачи заявления должника лица, указанные в подпункте 1.6 п. 1 Указа № 508 обязаны принять меры по досудебному оздоровлению, что освобождает их от обязанности по подаче заявления должника и соответственно исключает субсидиарную ответственность таких лиц. Таким образом, нормы о возможности привлечения к субсидиарной ответственности носят дисциплинирующий характер, направленный на своевременное применение досудебного оздоровления с целью избежать банкротства должника. Вместе с тем, целесообразно провести семинар по вопросу применения субсидиарной ответственности на основании ст. 8 Закона о банкротстве с участием хозяйственного суда и представителей органов государственного управления, руководителей государственных и иных организаций и предприятий с целью информирования данных лиц о последствиях неисполнения обязанности по применению мер по досудебному оздоровлению.
Привлечение лиц, которые уклоняются от исполнения обязанности предусмотренной в подпункте 1.6 п. 1 Указа № 508 к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании ст. 8 Закона о банкротстве также послужит дополнительным стимулом для своевременного принятия мер по досудебному оздоровлению иных субъектов предпринимательской деятельности.
Субъектами привлечения к субсидиарной ответственности по ст. 8 Закона о банкротстве выступают руководитель, участники (учредители, собственник имущества) должника, как лица, которые в силу учредительных документов имеет право на принятие решения о подаче заявления должника. В случае если участники (учредители, собственник имущества) приняли решение о подаче заявления должника, однако оно не исполнено, субъектом субсидиарной ответственности является лицо, не исполнившее данное решение (в большинстве случаев руководитель). Однако, в том случае если принятие решения о подаче заявления должника отнесено к исключительной компетенции участников (учредителей, собственника имущества) руководитель не может быть привлечен к субсидиарной ответственности в том случае, если он своевременно информировал уполномоченных лиц о неудовлетворительном финансовом состоянии должника. При этом следует учитывать, что в силу своего положения руководитель должника должен владеть информацией о финансовом состоянии должника на любую дату.
2. Привлечение к субсидиарной ответственности на основании ч. 4 ст. 234 Закона о банкротстве.
В связи с тем, что диспозиция данной статьи указывает на наличие одного объективного признака её применение спорных вопросов не вызывает. Кроме того, в практике хозяйственных судов дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц крайне редки.
3. Привлечение к субсидиарной ответственности в соответствии с частью 2 ст. 249 Закона о банкротстве.
Данная норма схожа с нормами ст. 8 Закона о банкротстве, однако в данном случае установлена солидарная ответственность собственника имущества юридического лица - унитарного предприятия, учредителя (участника) юридического лица, его руководителя и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), допустивших нарушение требований, предусмотренных частями второй и третьей статьи 247 настоящего Закона.
При применении данной статьи необходимо обращать особое внимание на информированность лиц о наличии оснований предусмотренных в ст. 247 Закона о банкротстве, так как отсутствие информации например у председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо у собственника имущества юридического лица - унитарного предприятия, учредителя (участника) юридического лица о реальном финансовом состоянии должника в силу объективных причин (сокрытие либо искажение информации руководителем) исключает субсидиарную данных лиц.
4. Применение субсидиарной ответственности в соответствии с подпунктом 1.35 п. 1 Указа № 508.
Судами в настоящее время выработана довольно значительная практика применения данной нормы. Основные сложности вызывают вопросы установления вины конкретных лиц и причинно-следственной связи между их действиями и банкротством предприятия – должника. Привлечение к субсидиарной ответственности в соответствии с подпунктом 1.35 п. 1 Указа № 508 возможно только при одновременном наличии двух вышеперечисленных признаков.
Правом на предъявление исков о привлечении к субсидиарной ответственности в соответствии с 1.35 п. 1 Указа № 508 во время рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) в соответствии с постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» обладают управляющий, прокурор в интересах должника, а также государственным органом в случаях, предусмотренных законодательными актами. К таким органам в частности отнесены налоговые или таможенные органы, которым в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Республики Беларусь предоставлено право обращаться с исками в суд о взыскании задолженности помимо должников также и с иных обязанных лиц.
5. Применение субсидиарной ответственности по часть 1 ст. 112 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах».
В данном случае применение субсидиарной ответственности имеет специальный субъект, а именно участников общества с дополнительной ответственностью. При определении лиц, являющихся субъектами субсидиарной ответственности в соответствии с данной нормой необходимо учитывать положения п. 3 ст. 48 ГК согласно которому изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законодательными актами, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Вместе с тем, если установлено, что общество или иные лица уклонялись от регистрации изменений в учредительные документы в связи с выходом (исключением) одного из участников, такой участник не несет субсидиарной ответственности по обязательствам общества.
Помимо вышеизложенного, привлечение к субсидиарной ответственности в ходе рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) по искам управляющих зачастую связано с необоснованным затягиванием процедуры банкротства, особенно при значительных суммах субсидиарной ответственности. В этой ситуации, взыскания либо не происходит длительное время, либо происходит за счет средств физических лиц в малых суммах ежемесячно путем удержания из заработной платы либо иного вида доходов, причем поступившие суммы направляются не на погашение требований кредиторов, а на внеочередные платежи, в частности на выплату вознаграждения управляющему.
В такой ситуации целесообразно ориентировать кредиторов, в частности налоговые и таможенные органы на самостоятельное заявление исков о привлечении к субсидиарной ответственности, а том случае если удовлетворен иск управляющего и нет необходимости совершать иные действия в рамках процедуры банкротства (реализация имущества и т.п.) приостанавливать производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на основании абз. 2 части 1 ст. 145 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь до завершения исполнительного производства.
Данные действия позволят избежать направления взыскиваемых сумм только на вознаграждение управляющему, что зачастую происходит в настоящее время. Так, например, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 260 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты вознаграждения временному (антикризисному) управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)» минимальное ежемесячное вознаграждение управляющему в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) наиболее типичного должника, занимающегося оптовой торговлей составит в конкурсном производстве 992 000 рублей, в ликвидационном – 1 116 000 рублей, что при длительности процедуры банкротства не менее 4-х месяцев свидетельствует о том, что взысканная субсидиарная ответственность участников общества с дополнительной ответственностью в размере 1200 евро, что составляет около 3,5 млн рублей по курсу Национального банка Республики Беларусь, целиком уйдет на выплату вознаграждения управляющего.
Таблица 1. Основания для привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в ходе рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) участников (учредителей, собственников имущества), других лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия.
"АРС-ГРУПП", 14.09.2007
Источник "АРС-ГРУПП", 14.09.2007
|
|
|