|
Судостроители тонут, но не сдаются |
|
Ирина Маковецкая, Гомель
Гомельский судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ) сел на мель: в отношении предприятия возбуждена процедура банкротства и уже начата продажа имущества. Но завод не сдается - он еще намерен побороться за свое финансовое здоровье. И потому 5 ноября на заседании Хозяйственного суда Гомельской области будет рассматриваться план санации производства. В советские времена гомельский завод считался одним из преуспевающих. Его пассажирские "Ракеты" пользовались большим спросом на территории всего Союза. В суверенной Беларуси мощности предприятия оказались невостребованы, тем более что в стране есть еще три подобных производства. В отсутствие заказов профессионалы покидали завод, основные фонды старели, а долги росли. Чтобы выжить, судостроители соглашались на любую работу. Недавно они освоили ремонт троллейбусов, а сейчас стараются получить заказ на изготовление мусорных баков. Весной этого года инспекция Министерства по налогам и сборам Центрального района Гомеля обратилась в Хозяйственный суд Гомельской области с просьбой признать банкротом РУП "Гомельский судо-строительно-судоремонтный завод" в связи с неплатежеспособностью, имеющей устойчивый характер. 29 мая в отношении завода была возбуждена процедура банкротства. По рекомендации Министерства экономики суд назначил антикризисным управляющим индивидуального предпринимателя, экономиста, кандидата технических наук Владимира Бирюка. "В защитный период, который длился до 29 июля, мы анализировали, каково финансовое состояние предприятия, есть ли у него возможность рассчитаться по долгам и не было ли умысла ложного банкротства, - говорит В.Бирюк. - Мы убедились, что о преднамеренном банкротстве речи быть не может. А перспективы по первой позиции весьма сомнительны". При первоначальном анализе финансового состояния завода антикризисный управляющий выявил 227 млн рублей кредиторской и 120 млн дебиторской задолженности. При таких долгах ситуация выглядела поправимой и такой бы осталась, если бы Фонд социальной защиты населения не заявил о еще 400 млн рублей, которые завод должен выплатить работникам, получившим в последние 30 лет увечья на производстве. Пострадавших заводчан оказалось 12 человек, положенные им суммы капитализируются 667 167 492 рублей. В общей сложности судостроители задолжали 19 кредиторам, в числе которых значатся и бюджет, недополучивший 139 млн рублей, и гомельское отделение "Промстройбанка", и энергоснабжающие предприятия, и другие, ожидающие возврата около 87 млн рублей. Наконец, долг по зарплате составил 17 миллионов. "Завод должен столько, сколько он стоит. И способен погасить долги только путем продажи имущества", - заявил антикризисный управляющий. Кредиторы пошли на уступки предприятию, решив дать ему последний шанс: предусмотренные Законом "Об экономической несостоятельности и банкротстве" 18 месяцев на финансовое оздоровление. В октябре комитет кредиторов выбрал один из 5 вариантов плана санации, предложенных управляющим. Именно этот вариант в доработанном виде и будет представлен 5 ноября на утверждение хозяйственного суда. Владимир БИРЮК рассказал "БДГ" о своем видении программы оздоровления производства: - На заводе уже введено новое штатное расписание. Мы сократили аппарат управления в 2 раза, уменьшили число вспомогательных работников. Всего 45 человек предупреждены о сокращении. В ноябре начнется второй этап реструктуризации. Мы должны перепрофилировать производство на выпуск востребованной продукции, Я считаю, что завод может оставаться судостроительно-судоремонтным даже с одним-двумя цехами. На остальной территории предприятия, а оно занимает площадь в 13 гектаров, будут создаваться хозрасчетные подразделения без образования юридического лица. По предварительной договоренности, там займут места сокращенные работники. -Чем планируете их занять? -Мы имеем оборудование для организации швейного, деревообрабатывающего производств, будем заниматься кузовным ремонтом автобусов и троллейбусов, оказывать услуги населению по изготовлению разных металлических конструкций. До конца года таким образом мы планируем заработать 80 млн рублей. 20-30 процентов этих денег оставим на пополнение оборотных средств, остальные пойдут на уплату долга. -А как насчет сохранения профиля предприятия? - О большом судостроении речи быть не может. Сейчас судостроение - это прежде всего точность. Она возможна только при применении нового оборудования и современных технологий. Конечно, завод может "склепать" судно, но это будет напрасный труд: оно не пройдет сертификацию по системе Ллойда, и мы не сможем его продать. Если рассуждать гипотетически, большое судостроение возможно только в кооперации с Речицким ССРЗ, который намного опережает гомельчан в оснащенности современным оборудованием. Но, насколько мне известному собственника Гомельского ССРЗ - Министерства транспорта и коммуникаций - нет ни одного заказана строительство большого судна. Попробуем? взяться за малое судостроение: байдарки, лодки и прочее. Для этой работы у предприятия есть часть необходимого оборудования. Но вопрос может упереться в отсутствие госзаказа: власти только пишут письма, где выражают свою заинтересованность в решении вопроса, И не более, -И поэтому на первом аукционе вы выставили на продажу портальный кран-основное оборудование для большого кораблестроения? - Да, мы продали кран фирме из Санкт-Петербурга за 2,02 миллиона российских рублей. Это сделано с ведома собственника завода. Более того, мы получили заверения, что если такой кран в будущем понадобится гомельскому заводу, то министерство окажет нам содействие в его приобретении. Выгодно продать кран удалось, поскольку он еще "молод"- ему только 13 лет. Остальное оборудование стоит копейки, поскольку полностью изношено. За счет его реализации мы покроем лишь треть долгов. В идеале было бы лучше продать завод целиком, но таких покупателей не находится. -Завод получил отсрочку по долговым платежам на 26 месяцев. Что его ждет по их истечении, в конце 2004 года? - Предприятию придется выплатить не только долги, но еще и около 500 млн рублей пени и текущих платежей. А затем должен начаться период долгосрочного оздоровления производства. И в этом главную роль будет играть его собственник - Минтрас. Если министерство планирует сохранить в дальнейшем профиль Гомельского ССРЗ, ему стоит уже готовиться к этому.
Источник «БДГ», 31 октября 2002 г., № 163
|
|
|