Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Интернет плохо стыкуется с бизнесом
 
Современная электронная торговля и бизнес в Интернете порождают массу правовых вопросов. Найти на них однозначные ответы не всегда просто.
Правила и принципы, устанавливаемые государством для хозяйственной деятельности на его территории, не всегда применимы к отношениям граждан и компаний в Сети. До сих пор единообразного подхода к вопросам определения территории влияния конкретной страны на соответствующий ей сегмент Сети обеспечить не удается. Тем не менее деятельность в любом случае вынуждена подчиняться требованиям закона независимо от места и сферы ее осуществления. И именно в этой части в сегменте Байнета наблюдается множество коллизий и пробелов.

Один из главных аспектов проблемы ведения бизнеса в сети Интернет — порядок документального оформления интернет-отношений. Необходимо также отметить явную недостаточность терминологической определенности тех или иных значений, широко используемых в Сети. Третья проблема — несогласованность реальной практики бизнеса, базирующегося на возможностях Сети, и законодательства о хозяйственной и предпринимательской деятельности.


Сайты: опасная неопределенность.

К первой категории мы относим проблемы определения интернет-ресурсов как объектов учета в компаниях. Веб-сайт, интернет-представительство компании — визитная карточка практически любого современного предприятия. Однако при документальном отражении операций по созданию сайта встает вопрос об определении статуса ресурса как самостоятельного объекта бухгалтерского и налогового учета.

Можно ли учитывать сайт и его доменное имя как объект интеллектуальной собственности либо как торговый знак? Закон ответа не дает — сайт и доменное имя не подпадают ни под одно из существующих определений, а особенности регистрации, сроков действия и назначения этих объектов не учитываются белорусским законодательством, имеющим в этой части весьма архаичный характер. Поэтому, развивая бизнес в Сети, белорусские субъекты хозяйствования не имеют возможности нормально отразить в документах предприятия как сам процесс создания интернет-контента, так и его существование. Поэтому в большинстве случаев доменные имена регистрируются на физических лиц, затраты по созданию сайтов распределяются в учете как услуги непроизводственного характера или расходы будущих периодов, хостинг — как услуги связи и т. д.

То есть созданный компанией интернет-ресурс не является самостоятельным объектом, который можно выделить и осуществлять в том числе его оборот. Например, одна компания желает приобрести сайт другой вместе с бизнесом, который ведется в рамках данного сайта. На вопрос "Как это сделать?" в части документального отражения расчетных и хозяйственных операций ответ получается один: "Никак". Следовательно, проект переходит от продавца к покупателю путем изменения данных регистранта доменного имени и замены символики контента, а расчет зачастую производится наличными деньгами.

И все же, несмотря на пробелы законодательства, существование сайта как обособленного объекта в Беларуси при определенных условиях возможно. Так, юридическая компания "Элайнс Груп" провела своего рода эксперимент, и проект www.jurgroup.com был оценен как самостоятельный объект права и внесен в УФ компании с ориентировочной оценкой ресурса 10.000 USD. То есть на сегодня доказано и документально подтверждено: капитализация интернет-ресурсов как объектов права возможна.


Пробелы терминологии.

Попытки государства хотя бы частично урегулировать работу интернет-магазинов показали острую потребность в конкретном законодательном определении хотя бы таких понятий, как "интернет-сайт", "интернет-магазин", "электронная торговля". Отсутствие этих понятий дает возможность контролирующим органам применять санкции в тех случаях, когда субъект никаких нарушений не совершал.

Об одном из таких случаев мы писали в комментарии к постановлению Совмина РБ от 8.09.2006 г. № 1161 "О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет": ИП в вину было вменено ведение торговли через несколько интернет-магазинов, хотя магазин как таковой был только один, а прочие "точки реализации товаров" представляли собой обычные гиперссылки на нескольких форумах, ведущие на сайт магазина. Причина проста — отсутствие нормативно определенного понятия "интернет-магазин", на которое предприниматель мог бы сослаться в обоснование своей позиции при обжаловании решения налоговых органов.

Многие помнят, каким, можно сказать, скандалом закончилась конференция по вопросам интернет-торговли, проведенная с участием представителей Минторга РБ. Сотрудник министерства заявил, что даже простая статичная страница с указанием на предприятие, его реальный адрес и краткое описание реализуемых предприятием товаров уже есть интернет-магазин. Как было видно из материалов конференции, убедить государственных чиновников в том, что это максимум — реклама предприятия, а не магазин, не удалось.


Вынужденные нарушения.

Нестыковка бизнес-процессов в Сети и требований законодательства приводит к невозможности легального осуществления многих операций.

Яркий тому пример — регистрация доменного имени в какой-либо зоне, кроме .by. Регистрация доменных имен, например, в зоне .com осуществляется иностранными регистраторами, зарубежными компаниями, и любой платеж в их пользу является внешнеэкономической операцией, которая по закону должна проводиться при определенных условиях и с обязательным оформлением определенного вида документов: договора, счета (инвойса) и акта сдачи-приемки оказанных услуг. Поскольку все регистраторы действуют на основании публичных договоров, тексты которых опубликованы в сети Интернет, реальных документов с подписями и печатями не оформляется, следовательно, невозможно официально произвести расчет с регистратором через валютный счет организации и даже невозможно официально купить валюту для проведения такой операции.

Эта проблема, как и многие схожие с ней, находится в нашей разработке уже достаточно давно, но ввиду того, что приходится заниматься этим фактически по собственной инициативе, для себя и полностью за свой счет даже при наличии широкого круга заинтересованных лиц, работа идет медленно.


"Мертвые" документы.

Проблемой является также использование возможностей сети Интернет для осуществления документооборота.

Как известно, для закрепления деловых отношений организациями заключаются те или иные документы — договоры, соглашения и т. д. Неразрешенный в данном случае вопрос — использование цифровой подписи.

В Беларуси существует нормативный акт об электронном документе, но для тех, кто ведет бизнес, это фактически "мертвый" документ. Как бы мы ни старались осовременить нашу переписку с контрагентом, все равно нужно иметь реальные документы с подписями, печатями и прочими реквизитами, необходимыми для придания документам юридической силы в соответствии с требованиями закона.

Еще хуже обстоят дела в суде: использование документов электронной переписки с контрагентом фактически невозможно, так как вы не сможете представить суду надлежащие доказательства того, что документ был направлен или вручен другому лицу, получен вами в определенный день и т. д., суду требуются реальная почтовая переписка, уведомления почтовых служб о доставке или вручении корреспонденции.

Следовательно, мы вынуждены снова лишь фиксировать наличие проблемы, разрешение которой невозможно без инициативы со стороны государственных органов.



Владимир НЕСМАШНЫЙ,
директор юридической компании "Элайнс Груп"



"Белорусы и рынок", №44 от 19.11.2007




Источник "Белорусы и рынок", №44 от 19.11.2007
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio