|
Как будто ничего не случилось |
|
Повышение цен на энергоносители не стало сигналом для поиска новых подходов привлечения инвестиций в акционерные общества.
Фонд Госкомимущества направил в правительство сформированный отраслевыми министерствами перечень предприятий, пакеты акций которых планируется выставить на конкурсную и аукционную продажу в этом году. По данным “БР”, этот список включает около трех десятков предприятий. Сформирован он в лучших традициях вчерашнего дня: в списке оказались в основном второстепенные предприятия, которые вряд ли заинтересуют потенциальных инвесторов.
Возможно, еще в прошлом году профильные чиновники на это не обратили бы внимания. Однако теперь они вынуждены были снова предложить отраслевикам внести в списки реальные предложения по продаже госпакетов. “Главное для нас — не выручка и пополнение бюджета, а инвестиции в развитие предприятий”, — подчеркнул в беседе с корр. “БР” профильный чиновник.
Практика последних лет говорит о том, что предлагаемые для продажи госпакеты особого интереса у потенциальных инвесторов не вызывают, сделки можно пересчитать по пальцам. Но проблема эта комплексная: отпугивает не только непривлекательный инвестиционный бизнес-климат в стране, но и сложные, ничем не оправданные условия, которыми сопровождается продажа ценных бумаг.
В прошлом году имитация самого процесса продаж госпакетов акций правительство особо не беспокоила. Продажа госимущества — это не сама цель, главное — эффективное использование госимущества, постоянно подчеркивали госчиновники. Тем более что в целом ситуация прошлого года позволяла государству быть “предпринимателем” — аккумулировать финансовые ресурсы и инвестировать их в проблемные акционерные общества в обмен на увеличение госдоли в этих предприятиях.
Однако уже в этом году экономические условия в стране поменялись. Белорусская экономика работает в принципиально новой ситуации — более высоких цен на энергоносители, а через 3-4 года они приблизятся к мировым.
Новая ситуация требует от правительства принципиально новых подходов в привлечении финансовых ресурсов в акционерные общества, в том числе и путем продажи их акций стратегическим инвесторам. Однако пока большинство чиновников ведут себя так, как будто ничего не случилось и страна во веки веков будет получать дешевые российские энергоресурсы.
Именно исходя из прежних базовых установок и был подготовлен традиционный перечень предприятий, акции которых правительство собирается продать в этом году на конкурсах и аукционах. Само содержание этого документа вызвало недоумение работников Госкомимущества (ГКИ), уже осознавших, что нужны новые подходы к приватизации акций.
В свежем перечне не оказалось, например, акций пивоваренных предприятий. Хотя очевидно, что недавнее снятие последних ограничений для поставок российского пива в Беларусь означает ослабление конкурентных позиций отечественных предприятий. Чтобы удержаться на рынке, им нужно быстро обновлять технологии и менеджмент, а значит, привлекать стратегических партнеров. “Или отраслевики полагают, что они по-прежнему могут рассчитывать на поддержку государства?” — задал риторический вопрос собеседник корр. “БР”.
Кроме того, специалисты ГКИ настаивают на том, чтобы в список претендентов на продажу по конкурсу или на аукционе попали пакеты акций лишь тех предприятий, которые уже имеют серьезные проработки с потенциальными инвесторами, готовыми взять на себя обязательства сохранить профиль предприятия, социальные гарантии и т. д.
Все это требует от отраслевиков тщательной предварительной проработки каждого конкретного проекта. Это дополнительная работа, которую должны взвалить на себя министерства. Но чиновники понимают, что инициатива в нынешней ситуации не только обременительна, но может быть и наказуема. Гораздо проще продублировать старые предложения, особо не напрягаясь и не навлекая на себя дополнительных проблем.
Тем более, понимают многие, инициатива эта практически обречена. Президент переключил на себя все мало-мальски значимые в финансовом отношении проекты — сделки с имуществом стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин (1 базовая величина равна 31 тыс. BYR) в обязательном порядке согласовываются с Администрацией президента. Процедура эта очень длительная и, как показывает практика, малорезультативная.
Приходится также констатировать, что после прошлогодней оргперестройки органов госуправления еще больше снизился статус самой организации, призванной быть двигателем экономических реформ в стране.
Напомним, что с 1 декабря 2006 г. тактическими вопросами реформирования собственности в Беларуси занимается Государственный комитет по имуществу, в который вошли Фонд госимущества при Минэкономики и Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете министров. И хотя Госкомитет по имуществу сейчас напрямую подчиняется Совету министров, новых реальных инициатив в области приватизации и инвестиционной политики в стране не последовало.
Более того, как уже очевидно, нынешнее руководство Госкомитета по имуществу приоритет в своей работе отдает вопросам регулирования земельных отношений, а отнюдь не реализации приватизационной политики. По крайней мере, в ходе последней пресс-конференции руководитель ГКИ уделил основную часть времени именно земельным вопросам, а вопросы, касающиеся приватизации, практически не прозвучали.
Похоже, что само правительство еще не решилось на реализацию серьезных проектов с участием инвесторов в процессе конкурсной и аукционных продаж госпакетов. Не на это сделана ставка. По сути, это подтвердила и замминистра экономики Татьяна Старченко в недавнем интервью БЕЛТА.
По ее словам, одним из важных направлений инвестиционного процесса в Беларуси в 2007 году будет привлечение и наполнение иностранных кредитных линий. Правительство собирается активизировать работу по наполнению эффективными инвестпроектами действующих иностранных кредитных линий Германии, Италии, Китая.
В частности, в этом году в рамках кредитной линии Германии предполагается финансировать инвестпроекты стоимостью порядка 35 млн. USD в промышленном и деревообрабатывающем секторах. За счет итальянской кредитной линии намечено финансировать инвестпроекты в объеме 4,5 млн. в нефтехимии. Кредитные средства КНР в объеме 170 млн. USD запланированы в развитие связи и энергетики. Прорабатываются также новые инвестпроекты в увязке с открытием кредитных линий Индии, Ирана, Турции.
Т. Старченко отметила, что правительство собирается также активизировать работу по заимствованию денежных средств на внешних рынках, в первую очередь — несвязанных кредитов России, Китая и ведущих зарубежных банков. Планируется размещение государственных ценных бумаг, будет также рассмотрена возможность осуществления облигационных займов, в том числе на российском рынке.
А вот привлекать в экономику прямые иностранные инвестиции будут путем создания совместных и иностранных производств на малых и средних предприятиях с госдолей (в первую очередь в регионах). При этом, обратила внимание замминистра экономики, предстоит развивать новые формы инвестирования — концессии, проектное и венчурное финансирование и т. д.
Справка "БР"
По официальным данным, в Беларуси с 1991 года реформировано более 4 тыс. объектов госсобственности (около 41% от количества предприятий). В сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания реформировано более 70% объектов. В других отраслях удельный вес реформированных предприятий составляет около 40%.
Поменяли статус также 200 крупных предприятий с персоналом более 1.000 человек.
На базе республиканской собственности создано 933 ОАО. Сейчас государство является участником 636 открытых акционерных обществ. В собственности государства находится около 14 млрд. акций.
В 2007 году на аукционах планируется реализовать пакеты акций ОАО "УНР КЭУ" (78,7% уставного фонда), ОАО "Полиграфкомбинат им. Я. Коласа" (50%), ОАО "Белаттракцион" (50%), ОАО "АТЭП" (1,5%). По конкурсу планируется реализовать акции ОАО "Белсчеттехника" (30,1% уставного фонда).
Объем иностранных инвестиций в экономику Беларуси в 2006 году составил 4 млрд. 36,1 млн. USD (в 2005 году — 1 млрд. 816,2 млн. USD). В прошлом году прямые иностранные инвестиции составили 748,6 млн. USD, прочие иностранные инвестиции — 3 млрд. 284,2 млн. USD, портфельные инвестиции — 3,224 млн. USD.
Татьяна МАНЕНOК
"Белорусы и рынок", №12 от 26.03.2007
Источник "Белорусы и рынок", №12 от 26.03.2007
|
|
|