Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Хорошо, но не для всех
 
Указ № 129 пригодится только "крупным" малым предприятиям.

Указ об упрощенной системе налогообложения малых предприятий, подписанный президентом 9 марта, несомненно, выгоден некоторым субъектам хозяйствования. Только вот число этих субъектов невелико и их "малый бизнес" должен быть, по белорусским меркам, довольно большим и высокорентабельным. Попробуем разобраться, кто из предпринимателей получит выгоду от "упрощенки", а кому с ней лучше не связываться. Если верить официальной пропаганде, можно сделать вывод, что все проблемы малого бизнеса новая “упрощенка” разрешила. Разумеется, это отнюдь не так. Мелким рыночным торговцам в этой системе, как говорится, ловить нечего. Во-первых, тем, кто платит единый налог, перейти на “упрощенку” не удастся. Во-вторых, если ИП-работодатель в конце концов будет вынужден создать юридическое лицо, то никаких проблем с помощью “упрощенки” он не решит. Обретение статуса юрлица потребует установки кассового аппарата, полной “растаможки” товаров, наличия всех накладных, а также исключит возможность закупки товара за “нал”. Для большинства “ипэшников” это неприемлемо.

А кто же тогда получит выгоду от нового указа, кто сможет воспользоваться преимуществами “упрощенки”? Прежде всего это предприниматели (юрлица и ИП), имеющие высокорентабельный бизнес с минимумом затрат. Например, разного рода консультанты, программисты, дизайнеры и проч. Если таковой субъект хозяйствования имеет выручку до 600 млн. BYR в год, численность работников до 15 человек и почти нулевые расходы, то ему выгодно заплатить 10% от валовой выручки.

Особенно полезной “упрощенка” окажется для ИП, не имеющих наемных работников, занимающихся оказанием высокорентабельных услуг с оплатой “по безналу”. Сейчас они уплачивают подоходный налог по ставке от 9 до 30% плюс 3% местных налогов. Эти субъекты при выручке до 600 млн. BYR в год смогут в случае перехода на “упрощенку” отстегнуть своеобразную “десятину” и не платить больше ничего.

Еще одна категория выгодоприобретателей нового указа — мелкие высокорентабельные производители и розничные торговцы. Этим категориям субъектов хозяйствования стоит остановиться на варианте “8% упрощенного налога плюс НДС”. Во-первых, это дает возможность нанимать до 100 человек персонала и иметь выручку до 2.000 млн. BYR. А во-вторых, платить НДС, как это ни парадоксально, выгодно, когда ты находишься в “цепочке”, особенно в ее середине.

Как известно, НДС платится по “зачетному” методу, то есть субъект хозяйствования перечисляет в бюджет разницу между “выходным” и “входным” НДС. Если же в “цепочке” оказывается субъект, освобожденный от уплаты НДС, она разрывается и НДС приходится платить дважды.

Что же касается ставки “упрощенного” налога в размере 8% от выручки, то и она, в принципе, может оказаться выгодной. Дело в том, что юрлица в любом случае платят оборотные налоги типа сельхоз-, жилищного и дорожного фондов. Сегодня они составляют 3% от выручки. Есть еще и налоги с продаж. Так что варианты возможны, но все нужно считать при помощи калькулятора.

Очень привлекательным выглядит размещение производства в агрогородке или “депрессивном” регионе с переходом на упрощенную систему и уплатой НДС. В таком случае ставка налога составит всего 3% от выручки, что равно нынешнему размеру отчислений в разного рода фонды.

Разумеется, выручка 2.000 млн. BYR для серьезного производства невелика, но и здесь есть выход. Можно “раздробить” производство на несколько юрлиц, например: “Первая макаронная фабрика”, “Вторая...”, “Третий пельменный завод” и проч. А во-вторых, крупные торговые сети могут организовать свои производственные филиалы в агрогородках и поставлять им сырье на “давальческих” условиях. В таком случае выручкой малого предприятия будет только оплата переработки, а это уже существенно меньшая сумма.

В общем, указ позволяет строить разные схемы, экономить на налогах и даже развиваться. Только годится он в основном для довольно крупного, по белорусским меркам, бизнеса, а вот совсем маленьким предпринимателям не предложено ничего.


Сергей БАЛЫКИН, юрист

"Белорусы и рынок", №11 от 19.03.2007


Источник "Белорусы и рынок", №11 от 19.03.2007
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio