|
Страна начала жить по новым административным кодексам.
Административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности и поэтому она прямо или косвенно касается большинства граждан и юридических лиц. Остановимся на некоторых новеллах кодекса. Двойная ответственность
Прежде всего, это введение в кодекс института административной ответственности (далее — АО) юрлиц. Парадокс, но нормы, предусматривающие АО юрлиц, существовали в законах РБ (например, регулирующих деятельность политических партий и общественных организаций), декретах “О лицензировании отдельных видов деятельности” и др.) и активно применялись на практике. При этом юридические лица не могли рассчитывать на применение таких институтов АО, как вина; обстоятельства, исключающие и смягчающие АО; основания для освобождения от АО и др.
В настоящем КоАП в ст. 4.8 устанавливаются общие основания ответственности ИП и юрлица, а в ст. 3.5 содержится понятие его вины.
Согласно ст. 4.8, физическое лицо подлежит АО как индивидуальный предприниматель (ИП), если совершенное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП.
Необходимо учитывать, что и юрлицо, и ИП за совершение правонарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности несут также экономическую ответственность. При этом по одному и тому же факту противоправного деяния возбуждается как административное производство, так и производство по делу об экономическом правонарушении. Соответственно, в случае установления вины по одному и тому же факту противоправного деяния индивидуальный предприниматель подпадает под оба вида ответственности.
Экономическая ответственность субъектов хозяйствования имеет много общего с административной: применяется, как правило, теми же субъектами административной юрисдикции; наступает в тех случаях, когда в деянии отсутствует состав уголовного преступления; объектом противоправного посягательства являются не частные, а публичные интересы; схожи и меры ответственности.
Однако экономическая ответственность имеет свою нормативную основу — Указ президента РБ от 15.11.1999 г. № 673 “О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций”, и Указ от 16.01.2002 г. № 40 “О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений” и др.
В соответствии с Указом № 673, экономическая ответственность — это установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений.
Полагаем, что в данной ситуации привлечение к ответственности вызвано не столько целями воспитания физического лица, частной и общей превенции (что является целями не только АО, но и юридической ответственности за нарушение публичных интересов), сколько фискальными целями.
Как хорошо быть солдатом
Более суровой АО стала для лиц, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел. Если до вступления в силу нового КоАП указанные лица по общему правилу за совершение административного правонарушения несли ответственность, предусмотренную дисциплинарным уставом, то в настоящее время они несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста, а к военнослужащим срочной военной службы — и штраф.
В качестве следующего новшества КоАП следует отметить то, что ответственность несовершеннолетних наступает уже не с 16 лет, как было в КоАП 1984 г., — а с 14 (однако не за все правонарушения, а только по 16 составам, предусмотренным ст. 4.3 КоАП).
Взысканий стало больше
В соответствии с КоАП, за совершение административных правонарушений применяются уже 9 видов административных взысканий. Предыдущий КоАП предусматривал 8 видов, но этот перечень мог быть расширен актами законодательства.
Новыми видами административных взысканий является депортация и лишение права заниматься определенной деятельностью. При этом исключен такой вид, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным его объектом. Остальные виды взысканий трансформированы по своему содержанию и порядку применения.
Административный процесс
Следует остановиться и на новеллах Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). До его вступления в силу нормы, регулирующее административное производство, содержались в КоАП 1984 г.
На наш взгляд, кодекс разработан с учетом требований законодательной и нормотворческой техники, системно изложен, содержит нормы, “закрывающие” множество пробелов КоАП 1984 г.
ПИКоАП, в отличие от своего предшественника, выделяет стадии административного процесса: его начало, подготовка дела к рассмотрению, рассмотрение дела, обжалование и опротестование постановления по делу, исполнение постановлений. До этого стадии выделялись только в научной и учебной литературе.
Новеллой является также указание поводов к началу административного процесса. Таковыми являются: заявление физического лица; сообщение должностного лица госоргана, общественного объединения, иной организации; непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.
Кроме того, отдельно определены моменты начала административного процесса. Теперь административный процесс считается начатым не только с момента составления протокола об административном правонарушении (как фактически это было ранее), но и с момента составления протокола о процессуальном действии; вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса; вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда, в соответствии с ПИКоАП, протокол об административном правонарушении не составляется.
Кстати, если ранее сроки стадии административного расследования не устанавливались и ограничивались лишь общими сроками наложения административного взыскания, то новым кодексом установлено, что подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения — не позднее 2 месяцев со дня начала административного процесса.
Меры обеспечения
Расширены также меры обеспечения административного процесса. К административному задержанию лица, личному досмотру, досмотру вещей, изъятию вещей и документов, задержанию и принудительной отбуксировки транспортного средства добавились отстранение от управления транспортным средством; привод; удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.
Объединение в одной статье мер обеспечения, представленных в разных разделах КоАП в старой редакции, имеет, безусловно, положительное значение. Вместе с тем законодательство предусматривает также иные меры, которые, по сути, являются мерами административного обеспечения, однако в данный перечень не включены (освидетельствование лица на предмет опьянения в принудительном порядке; приостановление и прекращение работ до устранения нарушений).
В качестве положительного момента следует отметить придание понятому статуса участника административного процесса. По новому определению им является не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов в случаях, установленных ПИКоАП.
Проблема состояла в том, что в ряде случаев при производстве личного досмотра, досмотра и изъятия вещей и документов в качестве понятых зачастую выступали должностные лица правоохранительных органов. Это, безусловно, нарушало принцип равенства сторон — участников административного производства.
Впервые в законодательстве появилось определение административного задержания, а кроме того, установлен исчерпывающий перечень целей осуществления административного задержания.
Систематизированы также сроки административного задержания. По общему правилу — до 3 часов и в исключительных случаях (их перечень исчерпывающий) — до 72 часов или до 10 суток с санкции прокурора. При этом если, в соответствии с прежним КоАП, протокол об административном задержании составлялся во всех случаях, то, в соответствии со ст. 8.4 ПИКоАП, протокол составляется только при задержании на срок свыше 3 часов.
ПИКоАП предусматривает обязанность уполномоченного органа уведомить правонарушителя и потерпевшего (их представителей) об окончании подготовки дела об административном правонарушении и право названных лиц ознакомиться с материалами дела. Данные нормы позволят заранее подготовиться участникам к рассмотрению дела об административном правонарушении и содействуют обеспечению принципа равенства сторон.
Негативным моментом является то, что, согласно ст. 10.28 ПИКоАП, возможность ознакомления с материалами дела предоставляется только в день окончания подготовки дела об административном правонарушении.
И последнее, что хотелось бы отметить. В настоящее время, в отличие от КоАП 1984 г., постановление о наложении административного правонарушения, за исключением наложения административного взыскания в виде административного ареста, вступает в силу не с момента принятия, а по истечении срока на обжалование и опротестование, то есть по истечении 10 дней.
Дмитрий АНАНЬЕВ, юрист
"Белорусы и рынок", №11 от 19.03.2007
Источник "Белорусы и рынок", №11 от 19.03.2007
|
|
|