|
В состоянии стать образцовым суд, рассматривающий самые сложные хозяйственные дела |
|
Общее количество обращений субъектов хозяйствования и государственных органов за защитой нарушенных прав и законных интересов в Хозяйственный суд г. Минска в порядке искового, приказного производства, о признании экономически несостоятельным (банкротом), об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества, в минувшем году по сравнению с 2005-м увеличилось с 11 667 до 11 903. Всего заявлено требований на общую сумму свыше 499 миллиардов рублей, в том числе в порядке приказного производства на 161 миллиард, искового производства – на 333 миллиарда, и по материалам об экономических правонарушениях – более чем на 4 миллиарда рублей. В доход республиканского бюджета взыскана госпошлина более чем на 7 миллиардов рублей. Несмотря на меры, принятые руководством ВХС по нивелированию нагрузки в данном хозяйственном суде, она по-прежнему осталась самой высокой в стране. В цифрах это выражается так: 64 дела в месяц на каждого судью. Фактическая же нагрузка на судей первой инстанции – 71 рассмотренное дело в месяц (год назад их было 66). На практике это означает, что ежемесячно судья проводил почти 150 судебных заседаний, составил столько же судебных постановлений, не считая другой работы. Судьи Хозяйственного суда г. Минска выносят решения по самым сложным делам. Так, за год ими рассмотрено две трети дел в нашей стране об экономической несостоятельности и банкротстве, признании сделок недействительными, каждое третье дело – о признании недействительным ненормативного акта и о заключении, изменении и расторжении договоров, почти половина дел по неимущественным спорам. Значителен вклад суда и в рассмотрении таких споров, как возмещение убытков, возникающих из причинения внедоговорного вреда, взыскание налогов, сборов, иных обязательных платежей. В конце минувшего года указом главы государства состав Хозяйственного суда г. Минска увеличен на четыре судьи. Это позволит снизить нагрузку в суде первой инстанции, однако не снимет всех проблем. Так, в последнее время судьи и специалисты много внимания уделяли пропаганде упрощенных форм судопроизводства, прежде всего приказному производству. Изучали практику применения норм, направляли информационные письма, на семинарах и встречах в трудовых коллективах доводили сведения о преимуществах приказного производства. – Однако, – посетовал, выступая на совещании по подведению итогов работы за 2006 год, председатель Хозяйственного суда г. Минска Игорь Жданович, – этот институт пока не получил дальнейшего развития в столице по ряду объективных и субъективных причин. Уменьшение количества приказных производств произошло за счет снижения поступивших заявлений о судебном приказе. От налоговых органов в 2005 году их поступило 294, а год спустя – только 176. ФСЗН сократил такие заявления с 90 до 43. Полагаю, что в текущем году ИМНС по г. Минску продолжит работу с налогоплательщиками и примет меры по максимальному сокращению количества обращений о взыскании налогов, сборов и экономических санкций в целом и по уменьшению искового производства в пользу приказного. Все судьи, сотрудники информационно-аналитического отдела должны и впредь работать в этом направлении с субъектами хозяйствования, наиболее часто обращающимися за взысканием сумм по поставленным товарам и оказанным услугам. Это структурные подразделения Департамента охраны МВД, КУП «Гормолзавод N3», ОАО «Минский завод отопительного оборудования» и другие. Характеризуя отдельные категории дел судопроизводства минувшего года, Игорь Жданович выделил дела по спорам о признании недействительными актов государственных органов и неправомерным действиям (бездействию) должностных лиц. Они приобретают особую значимость в связи с требованиями главы государства, изложенными в Директиве N2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Так, пункт 1.2 директивы предписывает «государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и «отсебятины» при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан». Каковы же тенденции в этом направлении прослеживаются в Хозяйственном суде г. Минска? Количество дел, по которым ответчиками выступали налоговые органы, по сравнению с 2005 годом здесь снизилось на треть. Удовлетворяемость исков составила 31 процент вместо 42. Судебные показатели УДФР по Минской области и г. Минску остались практически на прежнем уровне. Совершенно иная картина по делам с участием таможенных органов. Поступление жалоб на решения и действия таможенных органов (в основном это Минская региональная и Минская центральная таможня) постоянно увеличивается. В 2004 году поступило 60 заявлений, 2005-м – 99, а в минувшем – уже 123. Практически по каждому второму делу требования субъектов хозяйствования были признаны обоснованными и удовлетворены. Рассмотрение дел показывает, что правоохранительным и контролирующим органам необходимо больше внимания уделить полноте и объективности проведения проверок. Допущенные недостатки и упущения в ряде случаев не позволяют суду достоверно установить все обстоятельства дела, что влечет отмену принимаемых ими решений. Важнейшим показателем эффективности экономического правосудия, безусловно, является работа по исполнению судебных постановлений. В прошедшем году судебными исполнителями Хозяйственного суда г. Минска возбуждено 4894 исполнительных производства по взысканию 68 миллионов долларов США. Это на треть больше по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на существенно возросшую среднюю нагрузку на одного судебного исполнителя, качество работы за год улучшилось. Выполнено 4629 производств. Результативность достигла 95 процентов. По итогам прошлого года столичный суд на полпроцента обошел только Хозяйственный суд Гомельской области. Председатель Высшего хозяйственного суда Виктор Каменков сделал ряд замечаний и предложений по улучшению работы суда столицы. Особое внимание посоветовал уделить профилактике и предупреждению хозяйственных споров. При этом он высказал пожелание, чтобы в ближайшие два года Хозяйственный суд г. Минска стал, как минимум, базовым, а лучше – образцовым. Все возможности для этого у него есть: в ближайшее время суд переедет в новое добротное здание, увеличено количество судей, коллектив подобрался молодой и работоспособный...
Леонид ЮНЧИК, «Р»
"Республика", №25 от 07.02.2007
Источник "Республика", №25 от 07.02.2007
|
|
|