Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Законодательство Контакты 
  Поддержка в традициях социализма
 
Процедура вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества выглядит чрезмерно усложненной.



Тотальное недоверие, с которым белорусские власти относятся к бизнесу, способно парализовать даже самые разумные их инициативы. Например, согласно Указу от 27.02.2007 г. № 108, для передачи или льготной продажи частнику полуразвалившегося здания, рыночная стоимость которого составляет сотню тысяч рублей, необходимо пройти десятки согласований, а окончательное решение принимает комиссия с участием судей и прокуроров. Прежде всего, нельзя не отметить, что Указ № 108 “О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества” реализует те намерения, которые уже давно включались в планы правительства по поддержке малого и среднего бизнеса. Но, видимо, без участия президента ни одна здравая идея у нас не может быть реализована. Такой подход, пожалуй, был бы оправдан в случае, если бы нормативные правовые акты главы государства отличались безукоризненной четкостью и предлагали действительно оптимальные решения регулируемых ими вопросов. Посмотрим, что мы имеем в случае с неиспользуемым имуществом.

В целом Указ № 108, безусловно, способен оказать влияние на развитие малого бизнеса в регионах. Однако при внимательном прочтении утвержденного им Положения о порядке отчуждения и передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, появляется ощущение, что и на сей раз благие намерения обставлены бюрократическими условиями, которые могут свести их на нет. И вот почему.

Прежде всего, данные о неиспользуемом имуществе, а также предложения о его вовлечении в хозяйственный оборот представляются юридическим лицом, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого оно находится, в государственные органы, иные организации, в подчинении (составе) которых находится это юрлицо. На основании предложений этих органов Госком-имущество формирует перечень неиспользуемого имущества, подлежащего вовлечению в хозяйственный оборот (далее — перечень), и согласовывает его с соответствующими государственными органами и организациями, а также с областными исполнительными комитетами. Последние, в свою очередь, обеспечивают согласование перечня с местными исполнительными и распорядительными органами. И только после этого Госкомимущество вносит украшенный добрым десятком виз перечень в Совет министров для утверждения.

Здесь возникает, как минимум, два вопроса.

Если мы доверили имущество государственным предприятиям, то почему бы не доверить им также принятие по нему решений? Такие решения мог бы принять госорган, которому предприятие подчинено, либо, в крайнем случае, сам Госкомимущество. Так нет же — перечень будет утверждать правительство, причем один раз в год! Оперативно, не правда ли?

Дальше — больше. Оказывается, решения о льготной продаже или передаче в безвозмездное пользование неиспользуемого имущества субъектам малого предпринимательства принимаются на основании заключений комиссий по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества, находящегося в республиканской собственности. Особенно впечатляет состав комиссий: в них должны быть включены судьи Высшего хозяйственного суда, представители Комитета государственного контроля, прокурорские работники; председателем комиссии назначается заместитель руководителя государственного органа, иной государственной организации.

Представляется, что столь сложная процедура вполне способна погубить саму идею отказа государства от ненужной ему собственности.

Включение же в состав комиссий судей и прокурорских работников вообще нонсенс, так как на них возлагаются функции, явно не относящиеся к компетенции этих органов. Прокуратура в последующем будет осуществлять надзор за процессом приватизации, а хозяйственным судам, возможно, придется рассматривать споры, связанные с нарушением требований Указа № 108. Ну и как они должны будут поступать, учитывая членство их сотрудников в этих комиссиях?

Есть и еще один наивный вопрос: а хватит ли на все комиссии судей ВХС?

Вообще, складывается впечатление, что белорусские власти тотально никому не доверяют и постоянно пытаются реализовывать небезызвестный принцип “Социализм есть учет и контроль”. Но прежде чем учитывать и контролировать, хотелось бы что-то произвести, а для этого нужна в том числе самостоятельность субъектов хозяйствования.

Стоит также обратить внимание на ограниченность сферы действия Указа № 108. Он имеет отношение лишь к неиспользуемому имуществу, находящемуся в республиканской собственности и расположенному в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения. То есть эта мера вписывается в объявленную правительством так называемую программу развития малых городов и кризисных регионов. В более крупных городах, где также немало неиспользуемого либо неэффективно используемого государственного имущества, доступ к нему частного бизнеса на льготных условиях остается по-прежнему проблематичным.


Валерий ФАДЕЕВ

"Белорусы и рынок", №14 от 09.04.2007




Источник "Белорусы и рынок", №14 от 09.04.2007
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 (29) 650-05-70 (velcom), e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio