Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Развитие третейского разбирательства как альтернатива правосудию
Аннотация. В данной статье рассматривается развитие и совершенствование института третейского разбирательства дел экономического характера в Республике Беларусь. Проводится анализ норм законодательства республики в сфере образования и деятельности третейских судов. Рассматривается функционирование коммерческих арбитражей в других государствах, прежде всего в Российской Федерации, а также в Латвии, Казахстане и Румынии. Существуют определенные преимущества и недостатки рассмотрения дел в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате по сравнению с хозяйственными судами. Мировой опыт показывает, что количество дел рассматриваемых третейскими судами, особенно по спорам экономического характера, постоянно увеличивается, в статье обосновывается целесообразность образования арбитражей, действующих на постоянной основе, в областных центрах республики, а в последующем и в других городах.
 
Введение. Переход к рыночным отношениям и экономические преобразования в Республике Беларусь, внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций создали условия для развития третейского разбирательства в республике. Однако количество споров экономического характера разрешаемых третейскими судами остается незначительным. Развитие альтернативного разрешения споров экономического характера является важным для реализации принципа доступности правосудия, способствует сохранению и дальнейшему обеспечению его высокого качества.

Основной целью данной работы является обоснование необходимости создания постоянно действующих арбитражей в областных центрах республики.


Основная часть. Согласно законодательству республики, защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд и третейский суд [1, статья 10].

В целях создания и функционирования третейских судов создана соответствующая правовая база.

Например, 12 февраля 1996 года Кабинетом Министров Республики Беларусь принято постановление "О Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате" (утратило силу), которым подтверждался статус указанного суда как третейского, в 1999 году принят Закон "О международном арбитражном (третейском) суде" [2] и другие.

Наличие возможности рассмотрения спора экономического характера не только государственным судом, но и коммерческим арбитражем в определенных случаях является существенным плюсом для субъектов хозяйствования. Альтернативные способы разрешения споров обеспечивают условия для сохранения и развития партнерских деловых отношений в сфере бизнеса [3, с. 109].

Количество споров экономического характера, рассматриваемых третейскими судами, постоянно растет во всех цивилизованных странах.

Так, в Великобритании в качестве альтернативы судопроизводству в Отделении королевской скамьи Высокого суда и в судах графств, особенно в коммерческих делах, стороны достаточно часто прибегают к помощи арбитража [4, с. 26].

По данным судебно-арбитражной статистики Российской Федерации, в первом полугодии 2004 года арбитражными судами рассмотрено 98 дел об оспаривании решений третейских судов, что на 53 процента больше, чем в первом полугодии 2003 года (64) [3, с. 109], что также свидетельствует о возрастающем интересе к третейским судам.

Практика хозяйственных судов Республики Беларусь подтверждает достаточно высокую активность использования третейского разбирательства некоторых категорий хозяйственных (экономических) споров [5, с. 50].

Если рассматривать третейские суды в Беларуси, то прежде всего необходимо сказать о Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате. Данный суд создан 12 апреля 1994 года и действует на основе Закона "О международном арбитражном (третейском) суде", который принят на основе Типового закона Юнситрал о международном торговом арбитраже 1985 года.

Изначально количество дел, рассматриваемых Международным арбитражным судом при Белорусской Торгово-промышленной палате было невелико. Так, в 1996 году было рассмотрено всего лишь 26 дел, в 1997 уже 48, в 1998 - 58 дел, данная тенденция сохранилась и в дальнейшем.

В 1997 году в качестве структурного подразделения Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате была создана Морская арбитражная комиссия. Однако в связи с отсутствием у республики морских границ данный арбитраж не пользовался популярностью [6, с. 64].

В некоторых соседних государствах постоянно действующих арбитражей значительно больше. Например, в Латвии действуют Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Латвии, Рижский Международный морской арбитражный суд, Третейский суд при Ассоциации коммерческих банков Латвии и др. [6, с. 166 - 171].

В Российской Федерации среди наиболее значительных третейских судов необходимо назвать Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Данный суд является преемником Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР и вправе разрешать споры на основании соглашений сторон о передаче их в Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР. Также действуют Морская арбитражная комиссия, Третейский суд при Ассоциации российских банков, Арбитражная комиссия при Московской межбанковской валютной бирже [6, с. 237 - 250].

В соответствии с российским законодательством при региональных торговых палатах и биржах также создаются третейские суды, рассматривающие в основном споры между российскими субъектами.

Таким образом, в Российской Федерации функционирует более ста третейских судов, рассматривающих споры экономического характера, что значительно уменьшает нагрузку на систему государственных арбитражей и является альтернативным способом разрешения возникших разногласий для субъектов хозяйствования.

Деятельность хозяйственных судов Республики Беларусь и Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате осуществляется на основе общих демократических принципов, таких как принцип независимости судей и арбитров, равенство сторон, право выбора языка судопроизводства, устность разбирательства и других.

Третейское разбирательство в определенных случаях имеет некоторые преимущества в сравнении с разбирательством в государственных судах.

Процесс разрешения спора в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате носит более демократичный характер. Например, согласно части первой статьи 29 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) [7] состав хозяйственного суда формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела. ХПК не содержит указания на категории дел, подлежащих обязательному коллегиальному рассмотрению в хозяйственном суде первой инстанции. Решение о рассмотрении хозяйственным судом первой инстанции дела в коллегиальном либо единоличном составе находится в прерогативе председателя хозяйственного суда (части 2 и 3 статьи 29).

Количественный состав Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате определяется соглашением сторон, спор разрешается в составе одного или трех арбитров. Стороны по делу самостоятельно выбирают арбитров из рекомендательного списка, в который включаются одни из наиболее квалифицированных специалистов в своей сфере. У истца и ответчика имеется возможность выбора арбитра не из состава рекомендательного списка, при условии, что данное лицо является дееспособным, имеет достаточную профессиональную подготовку и необходимые личные качества [8, статья 5].

Рассмотрение споров в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате носит конфиденциальный характер [8, статья 13], споры разрешаются в закрытых заседаниях, лица, не участвующие в процессе, могут присутствовать на заседании только с согласия сторон. Гласность разбирательства дела в хозяйственных судах является одним из принципов хозяйственного процесса. Закрытое судебное заседание допускается, если открытое судебное разбирательство может привести к разглашению государственной тайны, существует необходимость сохранения коммерческого или иного секрета, а также в иных случаях, предусмотренных статьей 21ХПК и иными законодательными актами.

Разбирательство в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате не связано жесткими процессуальными нормами, разбирательство происходит в порядке, признанным судом необходимым с учетом мнения сторон [8, статья 31], что в определенных случаях может избавить процесс от лишнего формализма.

Избранные сторонами судьи (арбитры) обычно имеют в производстве только одно дело. Это позволяет им выносить решения достаточно быстро и вместе с тем уделять каждому делу столько времени и внимания, сколько необходимо для вынесения законного и обоснованного решения [9, с. 57].

Решение, принятое Международным арбитражным судом при Белорусской Торгово-промышленной палате является окончательным и обязательным для сторон, обязанность исполнить это решение, как правило, содержится в арбитражном соглашении. Решение Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате может быть отменено лишь путем подачи ходатайства в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, который отменяет данное решение при наличии оснований, предусмотренных статьей 255 ХПК. Решение Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате может быть отменено в следующих случаях:
    - если одна из сторон при заключении арбитражного соглашения была полностью или частично недееспособна;
    - хотя бы одна из сторон не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) арбитров или об арбитражном разбирательстве дела либо по другим уважительным причинам не могла представить в международный арбитражный (третейский) суд свои объяснения;
    - решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;
    - состав международного арбитражного (третейского) суда или процедура арбитражного разбирательства дела не соответствовали соглашению сторон;
    - если предмет спора не может быть предметом арбитражного разбирательства, согласно законодательству Республики Беларусь и др. Например, дело о банкротстве не может быть передано в третейский суд [10, статья 19].

Таким образом, решение Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате недопустимо обжаловать по существу спора.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что количество обращений субъектов хозяйствования и государственных органов за защитой нарушенных прав и законных интересов в хозяйственные суды республики постоянно растет.

В 2006 году количество таких обращений возросло на 8 процентов и составило 52,5 тысячи. За последние 10 лет количество обращений в хозяйственные суды республики возросло почти в 5 раз, за последние пять лет - более чем в 2 раза. Возрастает среднемесячная нагрузка на судей хозяйственных судов областей и города Минска [11].

Учитывая развитие экономики Беларуси, ее все большую интеграцию в мировую, можно предположить, что тенденция увеличения обращений за защитой прав и законных интересов в хозяйственные суды сохранится. Дальнейшее увеличение поступления в хозяйственные суды экономических споров, и, соответственно, среднемесячной нагрузки на судей может в итоге сказаться на своевременности и качестве правосудия.

Количественное увеличение судейского корпуса, создание хозяйственных судов в других городах Беларуси, может быть, и способствовало бы решению проблемы, но повлекло бы за собой существенные материальные затраты для республиканского бюджета, и проблему дополнительного обеспечения судейского корпуса высоко квалифицированными кадрами.

Белорусская Торгово-промышленная палата имеет свои отделения во всех областных центрах республики. Целями деятельности региональных отделений являются развитие региональной экономики, интегрирование ее в мировую хозяйственную систему, формирование рыночной инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, расширение торгово-экономических связей регионов с другими странами [12].

Имеется необходимая база для создания филиалов Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате в областных центрах Беларуси. Создание при региональных отделениях Белорусской Торгово-промышленной палаты арбитражных судов будет способствовать достижению целей, перечисленных выше, а также реализации принципов законности, процессуальной экономии и доступности правосудия - субъекты хозяйствования будут иметь альтернативу государственным судам, нагрузка на судейский корпус хозяйственных судов уменьшится.

Деятельность арбитражных судов при Белорусской Торгово-промышленной палате в областных центрах необходимо ориентировать на разрешение споров между субъектами хозяйствования Республики Беларусь. Регламентом Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате предусмотрено рассмотрение спора между субъектами Республики Беларусь, если имеется соответствующее соглашение сторон, спор носит экономический характер и его рассмотрение арбитражным судом не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Однако, кроме указанных выше преимуществ рассмотрения дела в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате в сравнении с хозяйственным судом, имеются и некоторые существенные минусы, снижающие интерес к разрешению некоторых категорий споров между резидентами Республики Беларусь в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате. Прежде всего, связанные с размерами арбитражного сбора.

Размеры арбитражного сбора при споре между субъектами Республики Беларусь в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате примерно соответствуют уплачиваемой государственной пошлине при обращении за защитой своих интересов в хозяйственные суды. При цене иска до 1000 базовых величин (далее - б.в.) - 5 процентов от суммы исковых требований, от 1000 до 10000 б.в. - 5 процентов от 1000 б.в. + 3 процента от суммы, превышающей 1000 б.в. и т.д., но при подаче искового заявления в Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-промышленной палате сумма сбора увеличивается на ставку налога на добавленную стоимость, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. При уплате государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд субъекты освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость [13, статья 3].

Даже в случаях, если цена спорного правоотношения между резидентами Республики Беларусь, разрешаемого в Международном арбитражном суде при Белорусской Торгово-промышленной палате, будет являться незначительной, минимальная сумма арбитражного сбора составит 50 б.в. (при обращении в хозяйственный суд минимальная ставка государственной пошлины с искового заявления составит 1 б.в.), что будет являться невыгодным для субъектов хозяйствования, оперирующих в своей деятельности незначительными суммами.

Для сравнения, в Международном арбитражном суде г. Астана, минимальный арбитражный сбор составляет 3 процента, но не менее 250 долларов США, а при обращении в независимый третейский суд Казахстана сумма сбора составит 1,5 процента от цены иска [14].

В регламенте Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате (статья 14) указано, что состав суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования, данный срок может быть продлен председателем Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате по обоснованному ходатайству единоличного арбитра или арбитра-председателя.

В хозяйственном суде первой инстанции дело должно быть рассмотрено в срок не более одного месяца со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, данный срок может быть продлен председателем хозяйственного суда или его заместителем в исключительных случаях с учетом особой сложности дела до двух месяцев (статья 175 ХПК).

В случае создания филиалов Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате в регионах необходимо уменьшение взимаемого арбитражного сбора по спорам между резидентами республики, а также уменьшение максимального срока рассмотрения дел.

Член президиума Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате Н.Г. Юркевич утверждает: "Список арбитров нашего Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате состоит из самых известных в республике юристов, ученых и практиков. Это элита белорусского юридического сообщества. Именно она обеспечивает высокое качество наших решений" [9]. Значение высококвалифицированных кадров особенно важно, учитывая, что решения международного арбитражного (третейского) суда являются окончательным и вступают в законную силу с момента его вынесения. Количество высококвалифицированных юристов в областных центрах существенно меньше. В такой ситуации можно воспользоваться европейским опытом и ввести третейский суд второй инстанции.

Законодательство некоторых европейских государств предусматривает возможность обжалования решения арбитражного суда по существу спора и наличие арбитража второй инстанции. В соответствии со статьей 341 Гражданского процессуального кодекса Румынии стороны в арбитражном соглашении могут предусмотреть возможность обжалования решений в арбитражный суд второй инстанции [6, с. 260].

Развитию третейских судов в областях республики может способствовать также деятельность открытого акционерного общества "Белорусская универсальная товарная биржа". Данное акционерное общество зарегистрировано в мае 2004 года. Биржа создана в целях совершенствования механизма государственного регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, развития организованного оптового рынка товаров, обеспечения хозяйствующим субъектам равного доступа на рынок и создания для них дополнительных экономических стимулов [15].

Согласно статье 15 Закона "О товарных биржах" [16] споры по биржевым сделкам разрешаются арбитражной комиссией биржи в соответствии с правилами биржевой торговли. При несогласии с решением арбитражной комиссии споры рассматриваются в судебном порядке.

С сентября 2006 года работает филиал биржи в городе Бресте, во втором квартале 2007 года планируется открыть филиал в городе Гомеле, кроме того, уже подобраны помещения для Могилевского и Витебского филиалов, а в 2007 - 2008 годах филиалы биржи появятся во всех областных центрах республики. В результате будет увеличиваться количество заключаемых на биржевых торгах сделок, и, соответственно, может возрасти численность экономических споров.

Согласно статье 38 правил биржевой торговли на товарных биржах [17], порядок рассмотрения споров арбитражной комиссией определяется товарной биржей. Однако в правилах не указываются сроки разрешения споров, возможные материальные издержки и тому подобное. При урегулировании указанных выше вопросов, а также наличии квалифицированных специалистов для разрешения экономических споров, третейское разбирательство может стать довольно популярным.


Заключение. Опыт Российской Федерации, а также других государств где функционируют третейские суды при товарных биржах показывает, что данная практика вполне себя оправдала. Количество дел рассматриваемых такими третейскими судами постоянно увеличивается, особенно это касается споров между субъектами одного определенного региона.

Создание постоянно действующих арбитражей в областных центрах само по себе не обеспечит выше перечисленных положительных результатов, необходим комплекс мер, направленных на разъяснение субъектам предпринимательской деятельности определенных положительных сторон третейского разбирательства, наличия альтернативы государственным судам.

Важным аспектом успешного функционирования коммерческих арбитражей является дальнейшее совершенствование законодательства в данной сфере.

Необходимо наличие соответствующей информационной поддержки в средствах массовой информации, проведение семинаров и круглых столов с участием представителей хозяйственных судов, организация и проведение научных конференций по данной тематике.



Список цитированных источников:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 (ред. от 04.05.2005) // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. - Мн., 05.03.1999 - № 7 - 9 - Ст. 101.
2. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - Мн., 30.07.1999. - № 56. - Ст. 2/60.
3. Стрелов И.М. Взаимодействие арбитражных и третейских судов // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 4.
4. Воробьев А.А., Воробьев А.Б. Арбитражный суд в Лондоне. - М.: Ассоциация независимых издателей, 2000.
5. Каменков B.C. Передача хозяйственных споров на разрешение третейского суда // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2007. № 3.
6. Международный коммерческий арбитраж. Государства Центральной и Восточной Европы и СНГ: учеб. - практ. пособ.; отв. Ред. А. Тынель, В. Хвалей. - М.: БЕК, 2001.
7. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.09.2004, № 138-139, 2/1064.
8. Регламент Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате: утвержден 6 июня 2000 г. Президиумом Белорусской торгово-промышленной палаты.
9. Юрист, 2005. - № 7.
10. Об экономической несостоятельности (банкротстве), Закон Республики Беларусь, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.07.2006, № 107, 2/1235.
11. Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2007. № 4.
12. Информационный сервер Белорусской торгово-промышленной палаты, [Электронный ресурс] - 2007. Режим доступа: http://www.cci.by/Ru/PageRl.html.
13. О налоге на добавленную стоимость, Закон Республики Беларусь, Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992, № 3, ст. 51.
14. Сайт журнала "Эксперт-Казахстан", [Электронный ресурс] - 2007. Режим доступа: http://www.expert.ru/printissuesAazakhstan.
15. Новости портала tut.by [Электронный ресурс] - 9 апреля 2007. Режим доступа: http://news.tut.by/economics/85877.html.
16. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992, № 11, ст. 196.
17. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.07.2004, № 103, 5/14395.




А.И. ШТЕЙНЕР,
главный специалист отдела организационно-кадровой
работы хозяйственного суда Гомельской области, член ОО
"Белорусский республиканский Союз юристов", аспирант
кафедры гражданско-правовых дисциплин Гомельского
государственного университета имени Франциска Скорины



"Вестник ВХС РБ", №18, сентябрь 2007 г.


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 804
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio