Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Финансовые и экономические интересы предприятий в контексте антикризисной регулятивной политики Республики Беларусь
В экономической истории Беларуси 2007 год можно оценивать как некую точку разворота в развитии экономической ситуации, как переход из одной системы задач, стратегий, тактик и технологий их решения в иную систему1. Принципиальная новизна ситуации 2007 года для экономики Беларуси заключается в повышении Российской Федерацией цен на энергоносители с июля 2007 года и постепенном их приближении к мировым ценам. Снижаются или утрачиваются возможности сохранения высоких цен на экспортируемую продукцию при стабильно низких ценах на потребляемые энергоносители, формировавшие в 2006 году основы роста экономики.
 
"Белорусской экономике до сих пор не удается адаптироваться к работе в условиях повышения цены на газ в 2,4 раза", - утверждал в марте 2007 года Министр энергетики Л. Озерец. По определению Главы государства, сейчас экономика переживает один из самых "тяжелых периодов". Перед экономикой встала необходимость структурных преобразований и модернизации. "Все должно измениться, чтобы остаться как прежде", - гласит древний афоризм.

В такой сложный для экономики период государственные институты должны быть достаточно сильными, чтобы обеспечить, прежде всего, социальную защиту граждан Беларуси. В то же время новые вызовы ставят правительство перед необходимостью непростого выбора между эффективностью и социальной справедливостью. Сложность выбора заключается в том, что Беларусь в значительно большей степени, чем Россия основывается в своей регулятивной политике на концепции патернализма2 в экономике.

Сформулируем с учетом новых экономических реалий группы рисков в развитии предприятий и отраслей экономики:

    - Новая ценовая и тарифная политика России на углеводородное сырье. Некоторая угроза транзитным преимуществам страны - уже сейчас часть нефти и газа идет в обход Беларуси, предполагается строительство нового газопровода также в обход.

    - Медленное сворачивание российского рынка в условиях его доминирования в структуре экспортных поставок белорусских товаров и продуктов импорта энергоносителей. Одной из причин жесткой товарной "войны" конца 2006 года - начала 2007 года являлось то, что работа российских и белорусских организаций в разных условиях формирования себестоимости не обеспечивает, по мнению правительства Российской Федерации, равных условий конкуренции.

    - Импорт превышает экспорт. Отдельные эксперты высказывают мнение о "перегреве экономики", одно из проявлений которого - возникновение отрицательного сальдо внешней торговли на товары в 2006 году и в январе 2007 года.

    - Переход на новые правила внешнеторговых взаимоотношений с Российской Федерацией и другими странами ближнего зарубежья в связи с их предстоящим вступлением во Всемирную торговую организацию. Институциональная подготовка к возможному вступлению Беларуси в ВТО. Необходимость вхождения в систему ВТО стимулирует отечественных товаропроизводителей перестроиться и соответствовать мировым стандартам конкурентоспособности без государственного вмешательства (речь идет о субсидировании, льготировании, введении особого права государства на управление предприятием).

    - Отказ правительства от субсидирования экспортеров в соответствии с требованиями ВТО затормозит выполнение программы импортозамещения, что в краткосрочной перспективе может негативно отразиться на социально-экономической ситуации ряда государственных предприятий. Экономическая ситуация 2006 года давала возможность аккумулировать финансовые ресурсы и инвестировать их в проблемные АО в обмен на увеличение в них государственной доли акций.

    - Феномен делового цикла и опыт неверных инвестиций. Ликвидация ошибочных инвестиций, как следствие феномена делового цикла, основанного на субсидиях и дотациях правительства Республики Беларусь. Согласно теории Мизеса на начальной фазе делового цикла государство в лице Центрального банка с помощью кредитной экспансии порождает иллюзию увеличения инвестиционных ресурсов общества. Ориентируясь на заниженную ставку процента, предприниматели инициируют множество инвестиционных проектов, для завершения которых недостаточно сбережений. Когда иллюзорность этих планов становится очевидной, начинается спад, то есть процесс массовой ликвидации ошибочных инвестиций.

    - Группы проблем, названные правительством Республики Беларусь в Программе социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 годы как нерешенные.

1. Недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики. По данным Министерства статистики в январе 2007 года убыточными были 2 386 организаций или 22,2 процента от общего числа учитываемых в текущем порядке. Сумма чистого убытка убыточных организаций по всем отраслям экономики за этот период составила 156,2 миллиарда рублей (за январь 2006 года - 107,6 миллиарда рублей). Доля убыточных организаций в числе всех действующих резидентов СЭЗ составила 21,9 процента или 55 организаций. Просроченная кредиторская задолженность на 1 февраля 2007 года составила 4,3 триллиона рублей или 17,1 процента против 22,2 процента на 1 февраля 2006 года. Наибольшее соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства сложилось в легкой промышленности - 131,7 процента, пищевой - 94,4 процента, машиностроении и металлообработке - 92,5 процента.

2. Высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материалоемкость и энергоемкость производства, сильная зависимость от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы.

3. Ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического технологического отставания существующих производств.

4. Высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающей деловую активность и развитие частного сектора.

5. Недостаточное развитие малого предпринимательства.


Меры по регулированию экономической ситуации, предпринимаемые Правительством Республики Беларусь


В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы названы стратегические методы проведения структурной санации экономики. Изменение структуры предполагается проводить в двух основных направлениях:

1. Оздоровление существующей экономической структуры и, прежде всего, государственного сектора экономики на основе снижения доли убыточных предприятий.

2. Создание и развитие новых наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей.

Рассматриваются возможности выхода на технологические средства ослабления диктата посредников, ставшего преградой на пути модернизации производства и экономики в целом.

Поскольку прибыль зависит от доли прибавленной стоимости в товаре, то без импорта технологий, а значит иностранных инвестиций, добиться роста доли прибавленной стоимости будет сложно.

Отличительной особенностью государственной регулятивной политики Республики Беларусь в краткосрочной и среднесрочной перспективе является не ослабление государственного регулирования, а наоборот его усиление.

В частности, профилактические и защитные меры предусматривают следующие акты законодательства: совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 233/2 от 16 февраля 2006 года "О мерах по повышению эффективности работы отраслей экономики, имеющих неплатежеспособные организации"; Указ Президента Республики Беларусь от 13 января 2006 года № 27 "О реструктуризации задолженности и некоторых мерах по финансовому оздоровлению убыточных государственных организаций"; Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 года № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям"; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2006 года № 959 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 года № 182"; Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2005 года № 520 "О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере"; Указ Президента Республики Беларусь от 12 августа 2006 года № 536; Программа реформирования убыточных сельскохозяйственных организаций, утвержденная указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2006 года № 138; Законы Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2006 год" и "О бюджете Республики Беларусь на 2007 год"; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2006 года № 808 "Об утверждении комплекса мер по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации"; Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2007 года № 97, регулирующий предоставление льготных кредитов субъектам хозяйствования; Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2007 года № 146 "О стимулировании развития промышленного производства" и ряд других правовых актов.


Обстоятельства, обусловившие необходимость применения мер государственного антикризисного регулирования


В переходном периоде действие всех критических факторов бизнеса одновременно обрушилось на предприятия, менеджмент которых не был готов к работе в новых экстремальных условиях. Высокая степень неопределенности в отношении уровня инфляции, налоговой, ценовой, денежно-кредитной и бюджетной политики не позволяла корректно прогнозировать и планировать экономические показатели. А ряд обстоятельств (острый дефицит и отсутствие собственных оборотных средств; снижение платежеспособности потребителей и взаимные неплатежи субъектов хозяйствования; высокие накладные расходы; высокая энерго- и ресурсоемкость продукции; недостаточность бюджетных средств для продолжения в прежних масштабах политики госпротекционизма и ее неэффективность в новых условиях) не позволил предприятиям своевременно провести необходимую реструктуризацию и привели к частичной утрате рынков сбыта вследствие неконкурентности продукции.

Эти негативные процессы сформировали тенденцию роста просроченной кредиторской задолженности, возрастания в этой связи доли убыточных и неплатежеспособных предприятий, часть из которых прошла точку невозврата - предприятия стали финансово нежизнеспособны и санация утратила для них свою целесообразность. Пришло понимание того, что существующие организационно-экономические структуры предприятий не отвечают современным требованиям, вызовам и задачам.

Менеджмент убыточных и неплатежеспособных предприятий недооценил специфику работы на глобальном рынке. Для того чтобы удовлетворять растущие требования потребителей и успешно конкурировать с мировыми ТНК, надо было многие годы последовательно и интенсивно инвестировать в дизайн, новые технологии и маркетинг, сокращать издержки, соответствовать мировым стандартам и не только завоевывать рынки сбыта, но и формировать новые. Продукция многих предприятий оставалась непозволительно дорогой при том уровне качества, который они предлагали, не говоря о других упущенных ими конкурентных преимуществах.


Особенности политики государственного антикризисного регулирования на современном этапе


Управление предприятиями, прошедшими в переходном периоде через системный кризис неплатежей, своевременно не реформированными (в основной своей массе), но стремящимися конкурировать на мировом рынке, должно быть построено на учете реальной возможности рецидива и опасности социально-экономического кризиса. И в этом смысле управление должно быть антикризисным.

Индикатором возникающего кризиса служит показатель превышения расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия. Показатель, сигнализирующий наличие или наступление экономического кризиса на предприятии, является основанием для перехода на иной режим его управления - с обычного на антикризисный. То есть своего рода режим чрезвычайного положения. Эти режимы имеют принципиальное различие и, прежде всего, по критериям принятия решений.

При обычном режиме управление нацелено на развитие и выживание организации в долгосрочном аспекте, недопущение кризиса. В антикризисном режиме управления актуальным становится уже не долгосрочный аспект, как при обычном режиме управления, а краткосрочный - преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания предприятия в краткосрочном аспекте путем максимизации денежных средств или их экономии.

Именно потребность выживания диктует необходимость добиваться восстановления платежеспособности предприятия уже сегодня, а не впоследствии. В период кризиса еще более актуальными становятся правила инвестирования в современном мире, утверждающие, что "время - самый ценный капитал", что "цена измеряется временем, потому что время важнее денег".

В этом контексте следует полностью согласиться с тем, что "максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, неприемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня". Поскольку антикризисное управление, базирующееся на общих закономерностях управленческих процессов и специфических особенностях антикризисных стратегий, технологий и процедур, ориентировано на предотвращение и смягчение кризиса, а также на удержание функционирования предприятия в режиме выживания в данный период времени и вывод его из кризисного состояния с минимальными потерями.

Низкая эффективность проводимых в стране санаций объясняется, прежде всего тем, что меры по спасению терпящих бедствие организаций были предприняты слишком поздно, предприятия "обнищали" и утратили шансы на восстановление платежеспособности - стоимость долговых обязательств некоторых из них равна или превышает стоимость их имущества, оцененного по балансовой стоимости.

Антикризисное управление и регулирование экономических систем и процессов сводится, в первую очередь, к предотвращению кризисных режимов работы, и, во вторую очередь, к разработке мер по организации деятельности в этих режимах". Все разногласия возникают по поводу технологий государственного регулирования через механизмы госзаказа, ценообразования, введения квот на импорт товаров и продуктов, которые могут производиться в стране.

Как показывает практика, на ряде предприятий возрастают убытки, объемы которых равны или превышают квартальную выручку, оборот ведется на заемных средствах, а собственный капитал утрачен в убытках. При этом размеры заемного капитала сопоставимы с размером годовой выручки. В результате чего, погашение образовавшихся задолженностей становится не реальным в разумные сроки. Если оборотные активы формируются только за счет заемных средств, производственная деятельность предприятия зависит только от заемных источников. Независимо от отраслевой принадлежности предприятия должны финансировать 10-20 процентов оборотных активов за счет собственных средств.

В условиях рыночной экономики практическое управление любым предприятием в той или иной мере является или точнее должно быть антикризисным управлением, так как та или иная кризисная ситуация может возникнуть на любой стадии жизненного цикла предприятия.

Исходя из принципов национальной экономической модели, правительством были разработаны и применяются следующие механизмы внесудебного и судебного финансового оздоровления предприятий отраслей экономики, базирующиеся на концепции патернализма в рамках белорусской национальной модели социально-экономического развития.

    - Формирование Национального фонда развития. Его средства будут в 2007 году расходоваться на проекты развития небольших предприятий, которые не могут пользоваться заемными средствами, и на инновационное развитие в различных отраслях, но не в тех, за счет которых этот фонд формируется.

    - Создание инновационных фондов при отраслевых органах управления.

    - Планирование поставок на внутренний рынок импортозамещающих товаров.

    - Функционирование национальной системы экономического оздоровления.

    - Легитимный вывод с рынков товаров и услуг нежизнеспособных должников.

    - Формирование и ведение группы предприятий в составе Перечня юридических лиц, в отношении которых не применяется законодательство о банкротстве.

    - Применение государственных технологий консолидации активов на основе дружественных слияний и поглощений. Создание корпоративных структур на базе предприятий финансовых "доноров".

    - Применение практики временной национализации с целью санации и модернизации при последующей повторной приватизации, которая не имеет ничего общего с лозунгом национализации без указания ее целей.

    - Создание импортозамещающих производств и экспортно-ориентированных производств при сохранении высоких темпов роста доходов населения, но теперь уже с учетом темпов роста производительности труда.

    - Реструктуризация задолженности убыточных государственных организаций и убыточных акционерных обществ с долей государства в уставном фонде.

    - Введение персональной ответственности руководителей предприятий, концернов и министерств, их курирующих, при оказании им государственной поддержки за выполнение прогнозных показателей.

    - Проведение взаимозачетов.

    - Использование особого права государства на управление предприятием - введение института "золотой акции" в целях соблюдения экономических интересов страны и для финансовой поддержки предприятий.

    - Распространение задач по наращиванию ВВП и на сферу услуг, особенно инновационных и высокотехнологичных.

    - Реализация модели медленных преобразований и сохранение доминирования государства в экономике.

    - Централизованная поддержка экономической активности на внутреннем рынке.

    - Введение обязательных целевых показателей по выплате зарплаты. Обязательное использование Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь коммерческими организациями в рамках системы госрегулирования заработной платы.

    - Применение прямых денежных трансфертов, бюджетных субсидий промышленным предприятиям для защиты отечественных производителей в связи с утратой ими своих позиций на российском рынке.

    - Использование бартерных схем для обеспечения сырьем по схеме распределения среди наиболее нуждающихся в нем предприятий в рамках общей суммы разрешенного норматива для отраслевого органа государственного управления.

    - Господдержка в обмен на акции. Плата акциями за пользование кредитами.

    - Выделение средств из инновационных фондов на определенных условиях.

    - Продажа неиспользуемых и не эффективно используемых помещений, не завершенных строительством объектов по начальной цене равной одной базовой величине.

    - Ужесточение политики импортозамещения. Установление предприятиям жестких пропорций между количеством импорта, приходящегося на один рубль экспортной продукции. Принятие мер по регулированию численности предпринимателей, торгующих импортной продукцией. Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю импортными товарами, предусмотрено обязательное включение в ассортимент продаж продукции отечественных производителей (опыт города Бреста и Брестской области). Принципиальная возможность вхождения белорусского бизнеса в сферу производства всего спектра товаров народного потребления.

    - Курс на увеличение доходов бюджета, в том числе с целью компенсации потерь от последствий новой энергетической политики России, - рост налогов с продаж, рост земельного налога, таможенных пошлин, арендных ставок и других платежей. Отказ от политики секвестирования бюджета. В 2007 году сохраняется преемственность политики социальной направленности бюджета.

    - В текущем году в местных бюджетах предусмотрено сокращение бюджетных субсидий на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства до 33,3 процента. При уровне оплаты населением ЖКХ услуг 51,1 процента, оставшаяся доля - 15 процентов оплат подлежит возмещению за счет собственных доходов предприятий ЖКХ и их структурных подразделений.

    - Ожидаемый пересмотр системы льгот и гарантий. Сегодня льготы распространяются на 64 процента жителей страны, а в перечне льготников - около 60 категорий. Льготы поглощают около 30 процентов бюджетного финансирования программ социальной поддержки населения.

    - Практика установления нормативного распределения выручки.

В то же время местные органы власти называют в качестве основной проблемы необходимость изыскания дополнительных источников пополнения бюджета. Идти по самому легкому пути, каким является взимание штрафных санкций, местные органы управления не заинтересованы, поскольку сумма штрафа исчисляется из прибыли, что вымывает собственные оборотные средства и снижает возможности организации своевременной выплаты заработной платы и налоговых платежей.

Планирование поступлений в бюджет доходов от штрафных санкций, а также планирование доходов от конфиската, специалисты региональных и отраслевых органов управления считают нецелесообразным с экономической и правовой точки зрения. Одной из причин нарушений финансовой дисциплины субъектами хозяйствования они считают несовершенство и изменчивость нормативной базы, ее неоднозначность в понимании и применении. Контролирующие органы, в свою очередь, указывают на перерасход бюджетных средств руководителями на местах, на иждивенческие стереотипы в их поведении, на повсеместное неисполнение руководителями СПК выданных местными органами гарантий в аграрном секторе экономики.

    - Усиление экономической ответственности, предусмотренное в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях.

    - Курс "продавать как можно больше, а покупать как можно меньше". По данным Министерства статистики в 2006 году имело место сокращение доли потребительских товаров в общем объеме экспорта. А также превышение объемов ввоза потребительских товаров над их вывозом, что произошло как по непродовольственным, так и по продовольственным группам товаров. Рост экспорта товаров в 2006 году на 64,9 процента вызван повышением цен на вывозимые товары, в то время, как возрастание импорта на 64,2 процента обусловлено увеличением физического объема поставок. Экспорт энергоресурсов превысил их импорт на 134, 6 миллиона долларов. Средние экспортные цены росли опережающими темпами по сравнению с импортными.

С 2007 года сальдо торговли товарами входит в перечень особо важных показателей, характеризующих экономическую безопасность. Введены повышенные показатели роста экспорта и сальдо внешней торговли для некоторых министерств и концернов на 2007 год.

    - Курс на защиту внутреннего рынка.

Беларусь не одинока в своей политике защиты внутреннего рынка от иностранного капитала. Регулятивная политика США с 2007 года исходит из усиления государственного контроля иностранных инвестиций в американскую экономику. Согласно "Акту о реформе иностранных инвестиций в целях национальной безопасности и укрепления прозрачности" заключение о безопасности важнейших инвестиционных сделок с участием иностранного капитала теперь дает директор национальной разведки США. Предполагается также усиление контроля со стороны правительства США за слияниями и поглощениями компаний, в которых участвует иностранный капитал.

Социальная стабильность - основа белоруской экономической модели. Поэтому правительство выбрало стратегию импортозамещения как предпринимательскую модель. Импортозамещение, а не аутсорсинговые3 отношения в предпринимательской деятельности, практикуемые странами с развитой рыночной экономикой с конца двадцатого века, будет формировать бизнес-перспективы переходной экономики на ближайшую пятилетку. Согласно озвученной на встрече Президента с руководством ОАО "Горизонт" информации "только 20 процентов продукции делается белорусскими производителями. Все остальное завозится. Причем 70 процентов товара - по "серым" или "черным" схемам". В таких разнополюсных форматах бизнес-стратегий, как импортозамещение и аутсорсинг по-разному формируется бизнес-среда, применяются иные бизнес-технологии, форматы бизнеса, модели компаний и структура спроса. А также отличается их целевая направленность.

    - Выбор бизнес-курса должен базироваться на понимании того, что "основное предназначение бизнеса - служение потребителям. Если корпорация отвлечется от понимания этого - стабильности в работе не будет", - утверждал Кеничи Омае. Стратегия импортозамещения в Беларуси нацелена, прежде всего, на сохранение и создание новых рабочих мест и гарантий заработка сегодня. А аутсорсинг в мировой практике - на сокращение рабочих мест сегодня, с тем, чтобы получить возможность создать новые рабочие места завтра, но создать их уже на новой, инновационной основе, обеспечить которую позволит снижение затрат и удешевление продукции, отданной на аутсорсинг. Курс на импортозамщение в переходной, транзитивной экономике основан на субсидировании производителей.

    - Курс на государственную поддержку производителей-экспортеров.

Президентом Республики Беларусь в целях повышения эффективности принятия решений по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, усиления защиты государственных и общественных интересов принят Указ от 28 марта 2006 года № 182 "О совершенствовании правового регулирования оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям" (далее - Указ № 182). В развитие Указа правительством Республики Беларусь принято постановление от 28 июля 2006 года № 959. Им установлена форма отчета об эффективности и направлениях использования государственной поддержки, утверждены положения о порядке контроля за выполнением решений об оказании мер государственной поддержки, о порядке подготовки решений, о едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших государственную поддержку.

В целом оказанная реальному сектору экономики государственная поддержка в 2006 году способствовала выполнению важнейших прогнозных показателей социально-экономического развития республики. Расходы на оказание поддержки предприятий в 2006 году в 1,3 раза превысили соответствующие расходы 2005 года и составили около 1900 миллиардов рублей. Перевыполнение отраслями всех (за исключением двух - темпов роста импорта и энергоемкости ВВП) важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, обеспечили выполнение бюджета Республики Беларусь по доходам на 102,3 процента или на 900 миллиардов рублей больше, чем планировалось. А также возможность финансирования предусмотренных расходов бюджета, в том числе и источники для оказания мер государственной поддержки.

Система мер государственной поддержки предусматривает ее оказание в следующих формах:

    - предоставление отсрочки (рассрочки) по платежам в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, налогового кредита, применение нормативного распределения выручки;

    - выделение денежных средств из бюджета, в том числе в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений;

    - освобождение от уплаты налогов и таможенных платежей, включая возмещение сумм уплаченных налогов и сборов. В этой форме государственная поддержка оказывалась Главой государства для стимулирования промышленного производства при ввозе на таможенную территорию высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, технологического оборудования и запасных частей к нему, а также для развития физической культуры и спорта, национального телевидения и культуры;

    - предоставление дополнительного права по отнесению отдельных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении;

    - полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на счета плательщиков;

    - освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности.

С учетом необходимости принятия конкретных мер для улучшения финансового состояния организаций, важности решаемых задач социально-экономического развития государственная поддержка может быть предоставлена организациям одновременно в нескольких формах.

В соответствии с Указом № 182 государственная поддержка в виде бюджетных ссуд и займов, исполнения государственных гарантий, льготирования процентных ставок по кредитам банков, понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо, предоставления отсрочки и рассрочки погашения задолженности за потребленные энергоносители предоставляется решениям Правительства.

В 2006 году более 50 процентов от общей суммы, выделенной на поддержку отдельных организаций, направлялись на бюджетные ссуды и займы; субсидии и средства на финансирование капитальных вложений; на исполнение государственных гарантий по привлеченным иностранным займам и кредитам белорусских банков; на возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами организациям промышленности и агропромышленного комплекса. До 30 процентов общей суммы приходится на освобождение от уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет в связи с необходимостью выравнивания условий хозяйствования для организаций, поставляющих продукцию на экспорт или производящих импортозамещающую продукцию.

В 2006 году в целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы и финансирования неотложных нужд для 86 организаций продолжена практика установления нормативного распределения выручки. В основном это организации, входящие в состав ПО "БелавтоМАЗ", ПО "Минский тракторный завод", ПО "Минский моторный завод", ПО "Гомсельмаш", другие промышленные предприятия и РПУП "Гродненская табачная фабрика "Неман". По мнению Министерства финансов, установление для организаций нормативов распределения выручки от реализации продукции способствовало оздоровлению их финансового положения и позволило в условиях дефицита оборотных средств своевременно приобретать сырье и материалы, выплачивать заработную плату, вносить платежи в бюджет.

В соответствии с Указом № 182 в 2006 году поддержка оказывалась и в иных видах. Например, предоставление дополнительного права организациям по отнесению отдельных видов затрат к затратам, учитываем при налогообложении. Предоставление отсрочек и рассрочек по погашению задолженности за потребленные энергоресурсы, снижение цен и тарифов на них, а также индивидуальное освобождение от перечисления в бюджет доходов, полученных от использования государственного имущества (аренды), и от обязательной продажи части средств в иностранной валюте.

Расходы на оказание государственной поддержки организаций в 2006 году в 1,3 раза превысили соответствующие расходы за 2005 год и составили около 1 900 миллиарда рублей.

Эффективность мер государственной поддержки, оказанной организациям в 2006 году, была проанализирована в марте 2007 года Советом Министров. Подготовлен проект постановления, предусматривающий привлечение к ответственности ряда руководителей министерств, концернов, иных организаций за отсутствие должного контроля за выполнением показателей, достижение которых являлось основным условием оказания государственной поддержки подчиненным (входящим в состав) организациям.

По данным Министерства финансов расходы на финансовую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотрены в республиканском бюджете 2007 года в сумме 191490 миллионов рублей по сравнению с 230 000 миллионами рублей при утверждении бюджета на 2006 год. Расходы на возмещение процентов за пользование банковскими кредитами, выданными на инвестиционные проекты на условиях конкурсного размещения, предусмотрены в сумме 63 509 миллионов рублей или в 2,5 раза больше. Приведенные данные свидетельствуют о принимаемых при планировании бюджета мерах по сокращению субсидий, повышению требований к обоснованию необходимости их выделения. В основу рассмотрения предложений о выделении субсидий положена значимость решаемых задач.

Принятие Республикой Беларусь решений, предусматривающих оказание мер государственной поддержки субъектам хозяйствования, вызывает серьезные претензии со стороны Российской Федерации, которая рассматривает их в качестве специфических субсидий, противоречащих принципам Всемирной Торговой Организации (далее - ВТО) и взаимным договоренностям двух стран в рамках Таможенного союза и Союзного государства.

По мнению правительства Российской Федерации, такие решения ущемляют экономические интересы российских предприятий, вынужденных конкурировать в неравных условиях с товарами белорусского производства. Продолжение практики предоставления индивидуальных преференций уже повлекло ответные компенсационные меры со стороны Российской Федерации.

В связи с активизацией процесса вступления Российской Федерации в ВТО возникла необходимость выработки соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества. Советом Министров Республики Беларусь в январе 2007 года утвержден План мероприятий по развитию торгово-экономического сотрудничества и приведения законодательства в соответствии с нормами ВТО.

Планом поставлены задачи по отмене и не применению в будущем запрещенных в понимании Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах ВТО субсидий4. Министерством финансов при рассмотрении предложений об оказании мер государственной поддержки организациям приняты меры по исключению увязки субсидирования с результатами экспорта, использованием отечественных товаров взамен импортных. Правительством Республики Беларусь 23 марта 2007 года подписано межправительственное соглашение по развитию торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Республикой Беларусь приняты условия Российской Федерации по принципиальным вопросам торгового сотрудничества, основанные, по словам М. Фрадкова, "на идее перехода союзнических отношений Российской Федерации и Республики Беларусь на рыночный характер". До 1 октября 2007 года предполагается заключить локальное соглашение о принципах и правилах применения субсидий, в том числе в сельском хозяйстве.

Принятые правовые акты в сфере государственного антикризисного регулирования позволяют предположить начало постепенного перехода к новой экономической политике, соответствующей новым экономическим реалиям.



-------------------------------------------------------------
1 Система - это сеть взаимозависимых компонентов, работающих вместе и сотрудничающих для достижения единой организационной цели.
2 Патернализм (от лат. paternus - отцовский) в области трудовых отношений, предпринимательская благотворительность в целях заботы об интересах трудящихся. Составная часть теории "социального партнерства".
3 Аутсорсинг - передача сторонней фирме ряда не основных и ненужных с точки зрения эффективного бизнеса функций или процессов для данной компании.
4 Под промышленной субсидией понимается финансовое содействие, дающее получателю такой поддержки преимущества, оказываемое субсидирующим органом.



Наталия МЫЦКИХ,
доцент кафедры государственного строительства
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
кандидат экономических наук



"Вестник ВХС РБ", №14, июль 2007 г.


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio