Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Реализация отдельных принципов хозяйственного процесса при рассмотрении жалобы на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя
Аннотация. В каждом государстве образуются соответствующие наделенные властными полномочиями, с определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством, органы.
Судебная власть является одной из трех ветвей власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, в порядке, установленном законодательством. Она является одним из трех независимых символов самостоятельности и независимости демократического государства [1].
 
Введение. Согласно статье 60 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и свобод независимо от того, имеется ли упоминание права на судебную защиту в нормативном акте или нет. Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов [1]. В соответствии с основным законом нашей страны, данные принципы закреплены в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ХПК)[2].
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. В судебную систему входят Конституционный, общие и хозяйственные суды. Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры. Так, главой 6 ХПК достаточно полно урегулирован состав и правовое положение участников хозяйственного судопроизводства. При этом не все субъекты хозяйственного процесса отнесены к участникам судопроизводства. Закон не относит к их числу судей и должностных лиц суда: секретаря судебного заседания - помощника судьи, судебного исполнителя, которым присущи властные полномочия. Они должны содействовать реализации прав участников процесса. Отметим, что группа субъектов, обладающая властными полномочиями, всегда выделялась в теории права в качестве самостоятельной, существенно отличающейся по правовому положению от других субъектов хозяйственного процессуального права.

Основная часть. Приведенные выше нормы законодательства небезосновательно дают возможность воспринимать Службу судебных исполнителей хозяйственных судов (далее - Служба) как орган, наделенный властными полномочиями. Данная Служба в Республике Беларусь была создана на основании Указа Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 года № 507 [3] Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 года № 147 [4]. Основной фигурой данной Службы является судебный исполнитель, он - представитель власти и находится под защитой государства. Задачи Службы - защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам, предусмотренным статьей 329 ХПК [2].
Являясь стадией судопроизводства в хозяйственном суде, исполнительное производство по хозяйственным (экономическим) спорам представляет собой применение хозяйственным судом по основаниям и в порядке, установленным ХПК, мер, направленных на восстановление, в том числе принудительное, нарушенных законных интересов стороны (сторон) в сфере хозяйственной (экономической) деятельности [2].
Проведя параллель с гражданским процессуальным законодательством, мы увидим, что в соответствии со статьей 353 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) [5] общие суды рассматривают жалобы на любые действия (коллегиальные и единоличные) государственных органов, должностных лиц, иных юридических лиц и организаций, не являющихся таковыми, ущемляющих права гражданина или незаконно возлагающих на него обязанности, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной, несудебный, порядок обжалования (действия судьи, прокурора, следователя, дознавателя, судебного исполнителя и т.п.). Например, иной порядок рассмотрения решений квалификационных коллегий судей о наложении дисциплинарного взыскания, а также о несоответствии судьи занимаемой должности предусмотрен при наличии жалобы на судью общего и хозяйственного суда [6].
По правилам, установленным Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан" [7], рассматривается общая жалоба (в отличие от жалобы в порядке производства по делам, возникающим из административных правоотношений), которая может быть подана как лицами, заинтересованными в исходе дела, так и другими гражданами. Она может быть индивидуальной и коллективной. Законодательством не ограничивается ни срок общего обжалования, ни круг его адресатов.
Не подлежат судебному обжалованию решения государственных органов и должностных лиц, имеющие нормативный характер, проверка законности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь.
В действующем ХПК [2] (статья 346) предусмотрена возможность обжалования постановления судебного исполнителя хозяйственного суда, а также его действий (бездействия) взыскателем или должником, иными заинтересованными лицами, а прокурором - опротестование в хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель, в порядке, установленном статьей 353 ХПК [2]. Жалобы (протесты) на постановление или действия (бездействие) судебного исполнителя хозяйственного суда должны соответствовать требованиям, установленным статьями 159 и 160 ХПК [2].
В тоже время статьей 479 ГПК [5] также предусмотрена возможность обжалования действия судебного исполнителя по исполнению или отказу в исполнении исполнительного документа взыскателем или должником, а прокурором опротестованы в суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения данного действия или отказа в его совершении или со дня, когда указанным лицам, не извещенным о времени и месте совершения действия, стало о нем известно. Однако жестких требований к содержанию и форме жалобы в нормах кодекса не содержится, что позволяет рассматривать любое неудовлетворенное обращение, которое касается действий (бездействия) судебного исполнителя, как жалобу.
Одной из потенциальных целей подачи жалобы может являться и желание должника, иного лица приостановить процедуру принудительного исполнения. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 490 ГПК [5], абзацем 5 статьи 363 ХПК [2], суд вправе приостановить исполнительное производство в случае подачи жалобы на действия (бездействия) судебного исполнителя.
Наличие возможности беспрепятственной подачи жалобы на действия (бездействия) судебного исполнителя говорит, с одной стороны, о соблюдении принципов диспозитивности, равенства перед законом и хозяйственным судом и других принципов. В тоже время, по моему мнению, в стадии исполнительного производства в большей степени необходимо заострять внимание на обстоятельства, которые присущи исполнительному производству. Судебные прения позади и пора ставить вопрос о своевременном и полном взыскании задолженности с должника, который признан таковым. Однако еще возможно проявление объективных факторов, влияющих на ход производства, с экономической, социальной, геополитической или иной подоплекой.
Все изложенное, безусловно, может оказывать воздействие на работу судебного исполнителя, оперативность (своевременность и полноту) исполнения. Актуален вопрос: как правильно дать оценку происходящему, к каким способам принудительного исполнения прибегнуть в той или иной ситуации в процессе исполнения?
Проведем краткий сравнительный анализ процесса исполнения Службой судебных исполнителей хозяйственных судов и судебными исполнителями Министерства юстиции Республики Беларусь.
Судебный исполнитель общего суда осуществляет свою деятельность в том или ином регионе. В данном регионе, например, находится субъект хозяйствования, учредителем которого является одно из министерств Республики Беларусь. Данное юридическое лицо подотчетно соответствующему министерству, а также местному исполнительному и распорядительному органу, так как является республиканской собственностью.
Судебный исполнитель так же дважды подотчетен - суду, при котором он состоит, и управлению Министерства юстиции, которое функционирует при местном исполнительном и распорядительном органе.
Сможет ли судебный исполнитель в данной ситуации оперативно и в полном объеме взыскать сумму задолженности с субъекта хозяйствования? Чтобы по существу ответить на данный вопрос, необходимо ответить на другой вопрос.
Чем является жалоба для сторон в исполнительном производстве?
В частности, для должника - это способ задержать исполнение исполнительного производства посредством обжалования решения в процессе разбирательства по делу, путем подачи апелляционной, кассационной жалоб (протеста) либо подачи надзорной жалобы. Однако перед подачей данной жалобы необходимо заявителю оплатить государственную пошлину, уплата которой служит неким барьером для обжалования.
В тоже время для взыскателя - это возможность активизировать или же реанимировать работу судебного исполнителя по принудительному исполнению требований исполнительного документа при условии, что судебным исполнителем не был проведен комплекс мер по принудительному взысканию.
Каков же статус судебного исполнителя?
Согласно статье 327 ХПК судебный исполнитель при исполнении обязанностей по исполнению судебных постановлений и иных актов в порядке, установленном ХПК, является представителем власти и находится под защитой государства [2], в тоже время - это подотчетное должностное [8] лицо, он подотчетен суду и взыскателю в исполнительном производстве.
Представитель власти - это лицо, предписания которого являются обязательными для граждан, учреждений, предприятий или организаций. Функции его могут быть самыми разными, но компетенция представителя власти одна - это полномочия властного характера.
Перечень лиц, относящихся к представителям власти в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Уголовного кодекса [9], не является исчерпывающим. Так, в соответствии с действующим законодательством к представителям власти относятся: работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям при исполнении служебных обязанностей [10], сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов [11], судьи [12], судебные исполнители [13], военнослужащие при исполнении служебных обязанностей по защите и охране Государственной границы [14], военнослужащие внутренних войск [15], должностные лица органов и учреждений, и др.
Поэтому не случайно в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 года № 12 [16] отражено, что к представителям власти могут быть отнесены работники правоохранительных органов, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, судебные исполнители, военнослужащие пограничной службы (при непосредственном выполнении обязанностей по охране Государственной границы), военнослужащие внутренних войск (при непосредственном выполнении обязанностей по охране общественного порядка, конвоированию и охране исправительных учреждений), сотрудники государственных органов, осуществляющие контрольные и надзорные функции и др.
Предъявляемые к судебному исполнителю хозяйственного суда требования обязывают его использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов физических лиц и субъектов хозяйствования; своевременно, полно и правильно исполнять исполнительные документы; производить денежные операции, связанные с исполнением исполнительных документов, в строгом соответствии с законодательством; о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства немедленно информировать правоохранительные и контрольные органы, представив имеющиеся документы [4].
Какие же нормы действующего законодательства необходимо применить, чтобы не позволить должнику, являющемуся стороной по делу, доминировать в хозяйственном процессе вопреки принципам хозяйственного процесса?
Принцип обязательности судебных постановлений и судебных обращений, как и исполнительное производство, один из завершающих принципов хозяйственного процесса. Его основной постулат - вступившее в законную силу судебные постановления обязательны для всех [2].
В дополнение к названному принципу принципы процессуальной экономии и законности судопроизводства в хозяйственном процессе обязывают осуществлять задачи судопроизводства в хозяйственном суде в возможные короткие сроки правильным применением законов и иных нормативных правовых актов [2].
Анализируя нормы действующего законодательства можно говорить о применении норм законодательства, позволяющего осуществлять взимание государственной пошлины с заявителя при подаче жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя.
Так, статьей 13 Налогового кодекса Республики Беларусь [17] обозначен круг плательщиков государственной пошлины, каковыми являются:
1. Организации:
1.1. юридические лица Республики Беларусь;
1.2. иностранные международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
1.3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
1.4. хозяйственные группы.
2. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет.
3. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.
4. Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняет налоговое обязательство этой хозяйственной группы;
5. Физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу, в специальных учреждениях, которые имеют на то полномочия.
В свою очередь, согласно статье 2 Закона Республики Беларусь "О государственной пошлине" [18], пошлина взимается в том числе, и с заявлений и жалоб, подаваемых в суды. Взимание государственной пошлины с жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющие права граждан, в размере двух базовых величин, позволяет на практике пункт 2.2 приложения № 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 года № 574 [19].
Также необходимо принимать во внимание пункт 4 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 октября 2005 года № 23 [20], где отражено, что согласно статье 242 ХПК [2] иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности, в том числе по оплате судебных расходов, наравне с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами Республики Беларусь. Если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в ХПК [2] и других законодательных актах, применяются правила международного договора.
Одновременно целесообразно отказывать и не принимать к производству те обращения, заявления по обжалованию постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, которые по своему содержанию не соответствуют требованиям статей 159 и 160 ХПК [2].

Заключение. Реализация принципов хозяйственного процесса в исполнительном производстве в конечном итоге должна сводиться к обязательности судебных постановлений, вступивших в законную силу. Основополагающая задача исполнительного производства, гласящая о своевременности и полноте исполнения судебного постановления, обязывает нас на практике минимизировать стороннее влияние на процесс принудительного исполнения. Для чего, в том числе, необходимо осуществлять взимание государственной пошлины с жалоб на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя, предъявленных в своих интересах организациями и физическими лицами и являющимися не чем иным, как юридически значимым действием.


Список цитированных источников:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.06.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 138-139. - 2/1064.
3. О создании Службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 08 ноября 1997 г., № 507: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17.07.2006 г. // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. - 1997. - № 28. - Ст. 915.
4. О службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 янв. 1998 г., № 147: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 21.12.2005 г. // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. - 1998. - № 4. - Ст. 93.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.10.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 18-19. - 2/13.
6. О судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г., № 139-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 107. - 2/1236.
7. Об обращении граждан: Закон Респ. Беларусь, 06 июня 1996г., № 407-ХШ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.11.2004 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - № 189. - 2/1089.
8. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Закон Респ. Беларусь, 13 дек. 1999 г., № 340-3 // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. - 1999. - № 36. - Ст. 584.
9. Уголовный кодекс: Кодекс Респ. Беларусь, 09 июля 1999 г., № 275-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.03.2007 г.) // Ведомости Нац. Собрания Респ. Беларусь. - 1999. - № 24. - Ст. 420.
10. Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 03 янв. 2002 г., № 76-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - № 6. - 2/824.
11. О комитете государственного контроля Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 09 февр. 2000 г., № 369-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г. // Ведомости Нац. Собрания Респ. Беларусь. - 2000. - № 9. - Ст. 53.
12. О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 26 июня 1997 г., № 47-3 // Ведомости Нац. Собрания Респ. Беларусь. - 1997. - № 24. - Ст. 460.
13. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Закон Респ. Беларусь, 13 дек. 1999 г., № 340-3 // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. - 1999. - № 36. - Ст. 584.
14. О пограничных войсках Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 05 ноябр. 1992 г., № 1911-ХИ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.01.1999 г. // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. - 1999. - № 4. - Ст. 90.
15. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 03 июня 1993 г., № 2341-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 25.11.2004 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, - 1993. - № 21. - Ст. 252.
16. О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424-428 УК): постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 2004 г., № 12 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, - 2005. - № 3. - 6/424.
17. Налоговый кодекс (общее часть) Республики Беларусь, 19 декабря 2002 г., № 166-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, - 2003. - № 4. - 2/920.
18. О государственной пошлине: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 1992 г., № 1394-ХИ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс] / ООО "Юр-Спектр". - Минск, 2006.
19. О некоторых вопросах взимания государственной пошлины: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 сент. 2006 г., № 574 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, - 2006. - № 151. - 1/7931.
20. О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине: постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 28 октября 2005 г., № 23 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2005. - № 193. - 6/462.




П.А. ВАСЬКОВСКИЙ,
старший судебный исполнитель отдела организации
и контроля управления контроля за исполнением судебных
постановлений Высшего Хозяйственного Суда, соискатель
Института государства и права НАН Беларуси. Член ОО
"Белорусский республиканский союз юристов"



"Вестник ВХС РБ", №14, июль 2007 г.


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio