Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами как дополнительное основание для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) и возбуждения конкурсного производства
Банкротство является крайней мерой решения проблемы экономической несостоятельности и применяется в случае, если досудебные меры по предупреждению банкротства не дали ожидаемьосрезультатов или вообще отсутствует экономический смысл их применения.
Одним из принципов совершенствования законодательства в cqbepe экономической несостоятельности (банкротства) является введение дополнительных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) и защите государственных интересов.
В этой связи Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ) предусмотрены дополнительные критерии возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротства) по заявлению должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) и возбуждения конкурсного производства.
Так, согласно части первой пункта 1.12, пункту 1.33 Указа наряду с основаниями, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) и открытия конкурсного производства является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85.
Вместе с тем вопрос о возможности возврата заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) и прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) при наличии коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами не более 0,85 не раз обсуждался.
Однако введенные в законодательстве Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве) новшества сняли сомнения в части оценки коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами при принятии заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), возбуждении конкурсного производства.
  Исходя из содержания части первой, второй статьи 7, статьи 41 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) основными условиями для подачи заявления должника о своем банкротстве, возбуждения конкурсного производства являются:
— неплатежеспособность должника, имеющая устойчивый характер;
— наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).
Решение о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а субъекта предпринимательской деятельности — неплатежеспособным принимается по результатам анализа финансового состояния организации, производимого на основании Инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности (далее — Инструкция), утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 года № 81/128/65).
Анализ финансового состояния организации может быть произведен как при оценке ее платежеспособности, так и в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Источниками информации для проведения анализа в соответствии с Инструкцией являются: бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), отчет о движении источников собственных средств (форма 3), отчет о движении денежных средств (форма 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) и отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6), заполненные в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 года №16 «О бухгалтерской отчетности организаций» (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 марта 2005 года № 40).
Анализ итогов работы организации производится на основании бухгалтерского баланса за последний отчетный период, а также бухгалтерского баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого бухгалтерского баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых организацией.
Исходя из характера выполняемых работ и изучаемых документов, анализ финансового состояния организации при оценке ее платежеспособности должен производиться бухгалтером организации, однако допускается участие в этом процессе и иного уполномоченного лица.
Основными критериями оценки финансового состояния организации, рассчитываемыми по правилам Инструкции, являются показатели: неудовлетворительной структуры бухгалтерского баланса и неплатежеспособности организации — коэффициент текущей ликвидности (К1) и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2); неплатежеспособности организации, приобретающей устойчивый характер, — коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (КЗ).
По результатам изучения документов, прилагаемых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), в частности, расчета коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами на основе бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, полученного в результате анализа финансового состояния и платежеспособности должника, суд приходит к выводу о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) по заявлению должника.
В производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) анализ финансового состояния и платежеспособности должника является обязанностью временного (антикризисного) управляющего и проводится в защитном периоде в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, а также в процессе конкурсного производства -для определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, если имеется возможность ее восстановления.
Пунктом 15 Правил по проведению экспертизы финансового состояния и платежеспособности организации, находящейся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27 февраля 2004 года № 57, определены требования к заключению о финансовом состоянии и платежеспособности организации, в соответствии с подпунктом 15.2 которого управляющий должен рассчитать показатели платежеспособности (коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами) и коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.
В силу абзаца восьмого пункта 1.4 Указа коэффициентом обеспеченности финансовых обязательств активами является расчетная величина, характеризующая способность юридического лица или индивидуального предпринимателя рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов, которая определяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств юридического лица или индивидуального предпринимателя, за исключением фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей к общей стоимости имущества (активов).
Существуют две кардинально противоположных точки зрения относительно определения роли коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами при принятии заявления должника об экономической несостоятельности (банкротстве), возбуждении конкурсного производства.
Сторонники того мнения, что наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами не более 0,85 является основанием для возврата заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) и прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) обосновывают его несколькими доводами.
Первый довод состоит в том, что из содержания норм преамбулы Указа следует, что основной его целью является обеспечение защиты государственных и общественных интересов при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), а также при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства). Следовательно, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами был введен Указом как ограничивающий фактор для необоснованной подачи заявления должника об экономической несостоятельности (банкротстве) и возбуждения конкурсного производства.
Второй довод состоит в следующем. Сама формулировка «дополнительное основание, наряду с основаниями, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве)» подразумевает использование коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами как одного из самостоятельных оснований для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), отсутствие которого в размере более 0,85 достаточно для возврата заявления должника о своем банкротстве и прекращения производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Такое мнение большинства судей хозяйственных судов стало следствием появления в практике хозяйственных судов случаев возврата заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, а также прекращения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) на том основании, что коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами у должника составлял не более 0,85.
Так, хозяйственным судом Гомельской области было прекращено дело об экономической несостоятельности (банкротстве) ОАО «М» по указанному в подпункте 1.33 пункта 1 Указа основанию.
Однако апелляционная инстанция хозяйственного суда Гомельской области отменила данное определение, обосновав это тем, что коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 служит дополнительным основанием для возбуждения конкурсного производства, то есть должен рассматриваться в совокупности с основаниями, предусмотренными статьей 41 Закона, а не является самостоятельным основанием для возбуждения.
Таким образом, приоритетным стало второе мнение.
В целях его закрепления и приведения практики хозяйственных судов Республики Беларусь к единообразию пункт 15 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» разъяснил, что наличие у должника коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 является дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), которое должно оцениваться в совокупности с иными основаниями, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве). Значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами менее 0,85 не является самостоятельным основанием для прекращения производства по делу о банкротстве при наличии оснований, предусмотренных статьей 41 Закона.
Данный вывод вполне логичен.
Исходя из содержания пункта 14 Инструкции организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса. А также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса, превышающего 0,85 значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (КЗ).
Следовательно, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 свидетельствует о наличии у должника устойчивой неплатежеспособности.
Таким образом, рассмотрение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами как самостоятельного основания для возвращения заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) и прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве):
во-первых, лишает права должника, неплатежеспособность которого приобретает устойчивый характер, на рассмотрение его заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) и на возбуждение конкурсного производства в отношении его с последующим применением мер по восстановлению платежеспособности;
во-вторых, возбуждение производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и открытие конкурсного производства в отношении только тех должников, коэффициент обеспеченности обязательств активами которых более 0,85, заведомо определяет, что такие организации являются банкротами, не подлежащими оздоровлению и санации.
Позиция Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, сложившаяся относительно оценки роли коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами в возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, возбуждении конкурсного производства, подтверждается мнением широкого круга заинтересованных государственных органов, участвующих в разработке и согласовании проекта Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)», предусматривающего изменение Указа в части исключения его норм, содержащих понятие «коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами» и правовые основания его применения.
Вместе с тем отношение к коэффициенту обеспеченности финансовых обязательств активами, как к дополнительному критерию оценки платежеспособности должника при подаче заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве), рассматриваемому в совокупности с иными основаниями, не освобождает руководителей, бухгалтеров организаций от обязанности в целях предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) производить анализ финансового состояния и платежеспособности организации с расчетом предусмотренных Инструкцией коэффициентов.
На практике руководители организаций, зачастую находящихся в тяжелом финансовом состоянии, не имеют представления об основных показателях ее платежеспособности, свидетельствующих о необходимости применения мер, направленных на восстановление платежеспособности, предупреждение экономической несостоятельности (банкротства).
Следует обратить внимание, что анализ финансового состояния должника при оценке его платежеспособности важен в качестве профилактической меры для каждой организации, независимо от ее финансового положения, причем необходимо помнить, что коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, достигающий отметки 0,85, является явным признаком приобретения неплатежеспособности организации устойчивого характера. Соответственно, требует незамедлительно предпринятых мероприятий по восстановлению ее платежеспособности, так как наиболее благоприятными и эффективными мерами по финансовому оздоровлению являются те, которые приняты в досудебном порядке.


Ольга МОСКАЛЮК,
главный специалист управления
законодательства и международных
отношений Высшего Хозяйственного Суда



"Вестник ВХС РБ", №6, март 2006 г.


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio