Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Вперед — нельзя, назад — заставляют
Правительство не уложилось в ранее обозначенные временные рамки и вынуждено было пролоббировать решение о продлении срока передачи государству пакетов акций убыточных ОАО в обмен на реструктуризацию их задолженности. Указом президента № 218 этот срок продлен до сентября 2007 года.
  Прежний Указ президента № 538 был принят в конце августа 2006 года. В нем речь шла о реструктуризации просроченной кредиторской задолженности 82 акционерных обществ в обмен на безвозмездную передачу 100% акций в собственность государства. Отметим, что в ходе подготовки президентского указа число претендентов на господдержку сократилось более чем наполовину — сначала на это претендовали 175 предприятий.

Суть президентского указа предельно проста: государство окажет должникам финансовую поддержку и предоставит преференции только в обмен на добровольную и бесплатную сдачу акций.

В перечень попали Брестский электроламповый завод, Брестский электромеханический завод, Гродненский комбинат стройматериалов, Гомельский подшипниковый завод, минский завод “Калибр”, Минский приборостроительный завод, “Техноприбор”, Борисовская швейная фабрика, “Камволь”, “Ковры Бреста”, “Сукно”, “Гомельпласт”, “Гомельдрев”, “ФанДОК”, “Минскпроектмебель”, “Молодечнопиво”, Глубокский молочноконсервный комбинат, Оршанский мясоконсервный комбинат, “Сморгоньсиликатобетон” и другие.

Хотя в Беларуси и до этого указа несколько лет работал похожий механизм передачи акций в обмен на погашение задолженности акционерных обществ, впервые вопрос был поставлен столь категорично: реструктуризация старых долгов возможна только при условии 100-процентной передачи акций в собственность государства.

Комментируя ситуацию, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко публично заявил: “Это дело добровольное. Но если хочешь получить господдержку — отдавай акции”. По его словам, это “жесткое, но справедливое требование”.

В соответствии с прошлогодним указом президента, фактическая национализация восьми десятков предприятий должна была завершиться в течение 6 месяцев.

Пряник, предложенный государством, выглядит так. Предприятиям обещаны отсрочка и рассрочка в погашении задолженности при соблюдении ряда условий — в частности, при полной уплате в бюджет текущих платежей по налогам, сборам, а также за потребленные энергоресурсы.

Документ предоставляет должникам отсрочку погашения задолженности по уплате налогов, по возврату бюджетных займов и ссуд, по уплате экономических санкций, а также за потребленные энергоносители.

Если предприятие не будет иметь задолженности по уплате текущих платежей в течение 2,5 года, то президент спишет половину задолженности по уплате примененных санкций, а если задолженности не будет в течение 5 лет — спишут остальную сумму задолженности.

По окончании отсрочки предприятие вправе рассчитывать на предоставление рассрочки погашения сумм задолженности. При этом госорганам рекомендовано не устанавливать в течение 5 лет повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и на землю, платежей за использование природных ресурсов (за исключением платежа за добычу нефти, поваренной и калийной соли).

Правда, получить этот пакет льгот предприятие сможет при одном условии: если подготовит и согласует в органах госуправления бизнес-план по выходу в течение 5 лет на безубыточную работу.

Вопреки ожиданиям правительства, воспользоваться обещанными преференциями не смогли и половина претендентов.

Пока, по данным Минэкономики, из 82 ОАО лишь 20 акционерных обществ погасили просроченную задолженность или реорганизованы. Еще 16 претендентам на получение господдержки удалось увеличить госдолю до 100%. Процесс тормозится прежде всего потому, что часто миноритарные акционеры отказываются передавать бесплатно акции, кроме того, часть акционеров разъехались или умерли.

Можно сказать, что в Беларуси придуман экзотический механизм “конвертации” долгов кризисных предприятий в 100-процентные госпакеты взамен на льготы и преференции. Пока правительство имело низкие цены на газ и хорошие дивиденды от продажи нефтепродуктов, оно могло позволить себе такие роскошные жесты. Но сейчас иная ситуация: этот источник вот-вот иссякнет, поэтому стране нужна другая экономическая политика.

Похоже, наиболее здравомыслящие чиновники в правительстве это понимают и пытаются убедить в этом А. Лукашенко. Но тот недавно заявил, что никакой корректировки или смены экономического курса не будет.


Татьяна МАНЕНOК

"Белорусы и рынок", №20 от 28.05.2007


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio