Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Пункт назначения — банкротство
Меры, предлагаемые Указом № 760 по ограничению числа наемных работников, не имели бы для малого бизнеса столь катастрофических последствий и предприниматели, пусть и не без потерь, но все же могли продолжить работу в формате юридических лиц, если бы не обязанность уплачивать НДС по стране назначения товара. Невозможность получения в России подтверждающих документов делает малый торговый бизнес юрлиц в Беларуси нереальным.
  Существует очень простой способ решения “проблемы 760": государству достаточно отменить требование по уплате ввозного НДС для ИП и юридических лиц, доход или оборот которых не превышает некоего установленного лимита. В совокупности с другими льготами, предоставляемыми упрощенной системой налогообложения, этого будет достаточно, чтобы у малых УП появилась прибыль. Для компенсации потерь бюджета может быть повышен (например, до 15%) налог с оборота.

При сохранении же ввозного НДС предпринимателям остается либо прекратить свою деятельность, либо уйти “в тень”, поскольку в форме юрлица соотношение между доходом и налогами составляет запредельную величину — 1:13,2. К тому же документов, обеспечивающих легальность ввоза товара из РФ, они все равно представить не смогут — на малые партии их в России никто не давал и давать не собирается.

Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР) направил в заинтересованные органы несколько писем с соответствующими расчетами. Ни на одно из них ответа не получил. Волей-неволей приходится предположить, что чиновникам просто нечего ответить: опровергнуть расчеты МССПиР они не могут, а своих, видимо, не имеют.

Самим же предпринимателям пора понять, что готовящийся указ по упрощенной системе регистрации УП не решает никаких серьезных проблем малого бизнеса, как бы ни убеждали в обратном высокопоставленные чиновники. Он имеет одну цель: до минимума сократить количество ИП как наиболее организованной и активной части предпринимательства.

Только, думается, реальные процессы пойдут в несколько другом направлении. Автору приходится общаться со многими бизнесменами. Никто из них не собирается работать в форме юрлица, все намерены использовать обходные схемы, в том числе регистрировать в качестве ИП своих продавцов. Так что в скором времени властям придется иметь дело уже с полумиллионом или даже большим числом людей, готовых отстаивать свое право заниматься малым бизнесом.

У предпринимателей, все же решившихся пойти по пути, на который их упорно подталкивают, возникнет практический вопрос: воспользоваться ли предоставленными льготами (если проект указа будет принят), сэкономив несколько сотен долларов, или зарегистрировать УП по обычной процедуре. Ответ на него, как представляется, очевиден. Согласно расчетам, пока никем не опровергнутым (см. “БР” № 14/2007), при вложенных в товар 15 млн. BYR юрлицо зарабатывает около 450 тыс. BYR. Получается, что владелец УП-"трансформера" через несколько месяцев обанкротится и ему останется только отправиться на биржу труда за пособием по безработице. Сохранив же регистрацию ИП, можно будет, продолжая основной бизнес в этом формате, опробовать в действии юрлицо: ведь его оборот может быть и 100 BYR в месяц. К слову, ультимативное требование проекта указа регистрировать УП не вместе, а вместо ИП также указывает на стремление властей любыми способами сократить долю микробизнеса в экономике.

Политику государства в отношении ИП можно характеризовать любыми эпитетами, но в последние годы ей нельзя отказать ни в последовательности, ни в открытости. Цель “юридизировать” ИП провозглашена несколько лет назад, спокойное же молчание предпринимателей власти вполне могли расценить как знак согласия и готовности бизнеса принять предлагаемые правила игры.

Чтобы убедить их в обратном, у предпринимателей и их объединений осталось очень мало времени. В условиях, когда практически потеряна надежда добиться каких-либо результатов на переговорных площадках, единственным адекватным ответом остается максимально быстрый рост числа регистрируемых ИП. Игнорировать позицию нескольких сотен тысяч экономически активных граждан даже нашим властям будет сложнее.

В любом случае момент истины наступит 1 января 2009 г., когда закончится действие особых условий для ИП по уплате ввозного НДС. А каким будет новое правовое поле, сегодня трудно даже предположить.


Дмитрий МАКАРОВ,
вице-председатель МССПиР


"Белорусы и рынок", №20 от 28.05.2007


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1026
  банкрот 452
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio