Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Распределение потерь
За два года европейская авиастроительная компания Airbus ("Аэробус") так и не смогла наладить производство самолета А380. Главной причиной стали грубые ошибки в управлении компании. Сокращая понесенные потери, Airbus в ближайшие четыре года намерен ликвидировать около 10.000 рабочих мест, а также перенести заказы на часть комплектующих в страны с более дешевой рабочей силой.
  Airbus, являющийся дочерней компанией евроконцерна EADS, планирует сократить расходы на 2 млрд. USD в год начиная с 2010 г. Объявление о сокращении расходов вызвало озабоченность во Франции, Германии и Великобритании, где сосредоточены основные предприятия компании. На немецких и французских заводах Airbus объявлена забастовка (два основных завода Airbus расположены в Гамбурге и Тулузе, кроме того, у компании есть несколько предприятий меньшего масштаба в этих же странах, а также в Британии и Испании).

В 2006 г. компания понесла убытки в размере 6 млрд. USD (эта сумма может даже вырасти за счет неустоек). Пик кризиса выпал на лето прошлого года. Руководство Airbus сообщило тогда, что вынуждено на два года отложить поставки заказчикам двухпалубных А380. Аэробус, который может принимать на борт около 800 пассажиров, обещал стать лидером продаж на рынке авиалайнеров.

Cрыв графика поставок лайнера на два года грозит выплатой гигантских неустоек до 5 млрд. USD. 16 авиакомпаний заказали 159 таких самолетов, и теперь многие из них требуют выплаты неустойки за задержки в поставках. Более того, некоторые из них вообще отменили заказы и стали клиентами главного конкурента европейцев — компании Boeing (Airbus за весь прошлый год получил заказы на 824 лайнера, в то время как Boeing — на 1.050).

К тому же, вложив массу средств в разработку самого большого в мире авиалайнера, а также польстившись на субсидии, предоставленные Евросоюзом, стратеги Airbus не смогли вовремя отреагировать на растущий спрос в сегменте дальнемагистральных самолетов средних размеров, который заняли конкуренты. Новая модель A350, предназначенная специально для этого сегмента рынка, оказалась в техническом отношении не слишком удачной. Пришлось срочно заняться ее доработкой, что еще больше осложнило финансовое положение европейского концерна.

Команда бывшего директора Ноеля Форгарда недооценила сложность положения. Она поставила слишком высокие цели, желая произвести пассажирские самолеты в рекордно короткий срок и исполнить при этом все пожелания клиентов. Однако рассредоточение заводов по разным городам и странам не позволило выполнить заказы. По словам работников, руководство компании и слышать не хотело о проблемах. Вместо этого в высших руководящих кругах предприятия разгорелась затяжная ссора, чему способствовала весьма сложная система управления межгосударственной компанией, которая к тому же является весьма зависимой от своего головного концерна EADS, у которого сразу несколько стран-учредителей (ФРГ, Франция, Великобритания, Испания).

23 февраля лидеры Германии и Франции (этим странам принадлежит наибольшее число акций EADS) Ангела Меркель и Жак Ширак пообещали политическую поддержку европейской компании. Интересно, что политики Франции и Германии ранее часто представляли Airbus и EАDS как пример промышленного сотрудничества международного масштаба: начав с весьма скромных масштабов в 70-е годы, к концу 90-х Airbus контролировал половину мирового рынка коммерческих самолетов. Но сейчас германские и французские держатели акций компании обвиняют в кризисе друг друга.

"Мы решительно настроены разделить поровну ответственность за последствия реформы. Это касается как рабочей силы, так и технологий. Принудительных сокращений не будет, не будет и закрытия объектов без соответствующих компенсаций сотрудникам", — заявил президент Франции. "Мы знаем об ошибках, сделавших насущно необходимой реструктуризацию компании. Она будет иметь серьезные последствия для сотрудников Airbus. И мы хотим справедливо разделить ответственность", — подчеркнула А. Меркель.

Под давлением политиков руководство EADS несколько смягчило первоначальные планы по экономии, которые будут применены к Airbus, и одобрило программу оздоровления под кодовым названием Power8.

Министр экономики ФРГ Михаэль Глос заявил, что версия Power8 имеет весьма сбалансированный характер, так как первоначально речь шла об отчуждении сразу восьми филиалов (что нашло отражение в названии). Окончательная же версия предусматривает продажу лишь четырех производственных подразделений Airbus: двух во Франции и двух в Германии. Однако после продажи эти подразделения будут конкурировать с другими производителями комплектующих, в первую очередь из Индии, КНР и РФ. Среди других последствий внедрения Power8 можно отметить увеличение рабочего времени при неизменной заработной плате. По предварительным данным, сотрудникам предприятий концерна предстоит трудиться не 35, а 40 часов в неделю.

3.700 работников германских предприятий компании потеряют работу. Во Франции концерн ликвидирует 4.300 рабочих мест, в Великобритании — 1.600, в Испании — 400. Руководство фирмы сообщило, что увольнений среди кадровых сотрудников практически не будет. Сокращения затронут в основном временный персонал.

Помимо сокращения штата, принятая к исполнению версия Power8 предусматривает поэтапный перенос выпуска самого популярного самолета A320 из Тулузы в Гамбург.

Как сообщает журнал Focus, менеджеры французского подразделения концерна Airbus работают над пакетом юридических документов, затребованных немецкой стороной. Французское предприятие Airbus в Тулузе получит от концерна долгосрочный заказ на сборку дальнемагистральных пассажирских лайнеров модели A350. Правда, отдельные части фюзеляжа и оборудования кабины пилотов будут производиться на заводах на севере Германии.

Сейчас Airbus переживает серьезный кризис, но перспективы развития у евроавиакомпании имеются. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2010 г. регулярно летать на самолетах в мире будут около 500 млн. человек, так как воздушное сообщение растет на 5% в год, прежде всего за счет экономического подъема в Азии.

В настоящее время в мире существует 900 авиакомпаний, которые владеют 22.000 самолетов, многие машины нуждаются в ремонте. Airbus и Boeing рассчитывают на то, что потребность одной только КНР до 2025 г. составит около 3.000 новых пассажирских и грузовых самолетов. Всего Airbus и Boeing планируют продать до 2025 г. около 22.000 машин с более чем сотней посадочных мест на борту. Цены на самолеты составят от 70 до 300 млн. USD в зависимости от модели.


"Белорусы и рынок", №10 от 12.03.2007
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio