Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Экономика заболела перестройкой
Какой способ преодоления болезни выберет власть? Защита населения, минимизация потерь бюджета, поддержка реального сектора экономики — такую во многом противоречивую триединую задачу собирается решить правительство в этом году, чтобы приспособить экономику к новым ценовым условиям.
  Пока для ее решения руководителям министерств и предприятий предлагаются привычные для белорусской экономики методы госрегулирования. Потенциальным западным инвесторам чиновники рассказывают про начало реформ, приватизацию и совсем другую экономику, которая будет через пять лет.

Сработали, как ожидали

Заседание Президиума Совмина, состоявшееся 6 февраля, было анонсировано как итоговое по результатам 2006 года, но в конце концов неумолимо скатилось к обсуждению вопросов, связанных с нынешней ситуацией в экономике.

“Итогов” было немного. Премьер-министр Сергей Сидорский отметил, что выполнены 14 показателей из 16 и, не углубляясь в причины невыполнения, сказал, что, таким образом, “заложена неплохая база для работы в 2007 году”, в котором правительство все еще рассчитывает обеспечить запланированные темпы социально-экономического развития.

Далее премьер-министр огласил некоторые результаты января. Оказалось, что “рост экономики” составил 13%. Идет ли речь о росте ВВП или промышленного производства, конкретизировано не было, главное, что в результате, как отметил С. Сидорский “экономика сработала так, как мы ожидали”.

Система не меняется

Первый вице-премьер Владимир Семашко сообщил, что уже выработана целая система мер по минимизации потерь в связи с изменением ценовой ситуации на рынке энергоресурсов. Одна из них (и, похоже, пока единственная) заключается в ограничении роста цен на природный газ и тарифов на электрическую и тепловую энергию для конкретных потребителей республики.

По словам В. Семашко, сегодня для этого в первую очередь включаются резервы за счет сокращения затратности самих газо- и энергоснабжающих организаций". Уменьшена наценка энергоснабжающих организаций, ограничены их капиталовложения и рост заработной платы. “За счет этого при повышении цен на газ на входе в 2,14 раза мы получим их рост на выходе в 1,88 раза”, — сказал вице-премьер.

Масштабные меры по минимизации потерь будут реализованы и на предприятиях концерна “Белнефтехим”, в результате чего рентабельность белорусских НПЗ будет не менее 4,8%. Так, с 1 января 2007 года на 60% снижены ставки акцизов на нефтепродукты, установлено также, что с выручки, полученной от реализации нефтепродуктов, не взимаются сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей и налог с пользователей автомобильных дорог. Также отменены льготы на закупку белорусскими сельхозпредприятиями нефтепродуктов.

Кроме того, отдельным организациям “Белнефтехима” будет предоставлена господдержка в виде снижения цен и тарифов на энергоресурсы. Такой льготой будет пользоваться, впрочем, не только “Белнефтехим”, но и другие, преимущественно государственные, предприятия страны, как это практикуется у нас из года в год.

В этом году уровень льготирования цен на природный газ составит от 5 до 50%, тарифов на электроэнергию — от 10 до 50%, на тепловую энергию — от 5 до 55%.

Для снижения среднего тарифа на электрическую энергию для потребителей реального сектора экономики правительство исключило из будущих расходов Минэнерго средства на формирование инновационного фонда — более чем 662 млрд. BYR.

“Это позволило ограничить рост тарифов на электроэнергию на 21,2%, на тепловую — на 40,8%”, — отметил первый вице-премьер.

Фонды и кредиты

Все это, естественно, потребует корректировки бюджета, и, возможно, он будет пересмотрен уже по результатам работы экономики за январь — февраль, сообщил вице-премьер.

При этом В. Семашко напомнил о существовании еще одного важного ресурса — национального фонда развития, куда обязаны отчислять средства высокодоходные предприятия по специальному списку. В этом же году с учетом того, что нефтехимия уже не сможет давать запланированный объем средств, их придется искать в других доходных отраслях.

Средства фонда нацразвития, как рассказал премьер-министр С. Сидорский уже на коллегии Минфина 7 февраля, будут расходоваться на проекты для развития небольших предприятий, которые не могут пользоваться заемными средствами, а также на инновационное развитие в различных отраслях, но не в тех, за счет которых этот фонд формируется. А вот средства инновационного фонда планируется направить на долгосрочные окупаемые проекты и на проекты в социальной сфере. Именно такой подход и четкое финансовое управление доходами и расходами дадут возможность получить результат, считает премьер-министр.

Все остальные проекты должны будут финансироваться за счет кредитов банков, в том числе иностранных. С. Сидорский поставил задачу привлечь из-за рубежа 1,5 млрд. USD иностранных займов. При этом он сообщил, что в прошлом году Минфин не справился с задачей по привлечению 990 млрд. BYR из-за нехватки достойных бизнес-планов предприятий.

С чего вдруг в этом году (в связи с явными перспективами снижения рентабельности) у предприятий появятся более достойные бизнес-планы, С. Сидорский не уточнил, но подчеркнул, что уже в марте Минфину желательно 500 млн. USD положить “на стол правительства”.

Любые капиталы

“Мы готовы допустить в страну иностранные капиталы в любой форме, — заявил в свою очередь руководитель финансового ведомства Николай Корбут агентству Рейтер, — нужно только, чтобы условия были выгодными для обеих сторон”.

Он отметил, что у экономики страны “есть сложности, связанные с необходимостью быстрой перестройки, но мы эту болезнь преодолеем”. “Нам придется перестроить свою экономику, сократить расходы, возможно, пересмотреть инвестиционную политику. Больше привлекать внешних инвестиций”, — пояснил министр финансов. В итоге, по его словам, “через пять лет у нас будет другая экономика”.

Контрольный пакет

В картину светлого будущего “другой” белорусской экономики, которую живописал министр финансов, несколько ярких красок добавил и вице-премьер В. Семашко, который также дал интервью все тому же агентству Рейтер. Интервью на русскоязычной ленте агентства вышло под заголовком “Беларусь планирует реформы для выхода из энергокризиса”.

Опуская очередной рассказ высокопоставленного чиновника о том, что “экономика в целом справилась с шоковым ростом цен на газ”, отметим, что В. Семашко оценил дополнительные расходы Беларуси, связанные с повышением стоимости газа и введением пошлин на нефть, в 2,5-2,7 млрд. USD в 2007 году (президент во время совещания на “Нафтане” называл цифру 3,5 млрд. USD).

В качестве возможного источника компенсации этих расходов вице-премьер назвал приватизацию нефтехимии. “На некоторых предприятиях нефтехимического комплекса мы готовы к тому, чтобы при определенных условиях отказаться от контрольного пакета”, — сказал В. Семашко. “Если приходит серьезный партнер, то ему при условии модернизации предприятий, строительства новых производств мы готовы передать и контрольный пакет, и вплоть до 70-55% акций”.

При этом он отметил, что такой партнер должен обладать “достаточными финансовыми ресурсами для модернизации, сырьевыми ресурсами для загрузки этих предприятий и рынками сбыта”.

Он также подтвердил, что страна готова продавать за символическую цену убыточные предприятия частным компаниям — при условии вложения средств в реанимацию этих производств. И привел в пример обсуждаемый в настоящее время проект по передаче завода “Мотовело” ОАО “Амкодор”. “Амкодор”, конечно, можно считать частным предприятием (доля государства в ОАО чуть более 15%), но показалось, что речь могла бы идти о менее приближенных к государству инвесторах.

При этом, как подчеркивает Рейтер, вице-премьер отметил, что Минск “никогда не пойдет” на “ту неосмотрительную приватизацию, как это было в России”.

Чтобы оценить масштабы белорусской осмотрительности в вопросах приватизации, стоит напомнить еще одно интервью В. Семашко, которое он дал в августе 2001 года (накануне президентских выборов в Беларуси), тогда еще будучи гендиректором ПО “Горизонт”, нашей газете (тогда еще “Белорусскому рынку”): “Пpедпoлагаю, чтo чеpез гoд-два в Белаpуcи начнетcя oчень буpный пpoцеcc pазгocудаpcтвления и пpиватизации. Этo oбъективный пpoцеcc. Нам пpocтo деватьcя некуда, еcли мы гoвopим o тoм, чтo cтpoим Coюзнoе гocудаpcтвo и единую экoнoмичеcкую мoдель. Кcтати, и пpезидент гoвopит, чтo мы пoйдем в этoм напpавлении, тoлькo ocтopoжнo и пpавильнo”.

Не прошло и шести лет, как до сих пор не приватизированный “Горизонт” указом президента отправляется в целях минимизации последствий от строительства Союзного государства работать в свободную экономическую зону (подробнее см. на стр. 13), так как на менее экономически свободной территории уже сложно обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции в заданных объемах даже при господдержке.

А остальным-то куда деваться?

Ирина КРЫЛОВИЧ

"Белорусы и рынок", №6 от 12.02.2007
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 804
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio