Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  На пленуме высшего хозяйственного суда рассмотрены актуальные вопросы
На пленуме высшего хозяйственного суда рассмотрены актуальные вопросы
  27 октября 2006 года, под председательством Виктора Каменкова состоялось заседание Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. На повестку дня заседания Пленума были вынесены актуальные вопросы правоприменительной практики, в частности: применения субсидиарной ответственности и о судебном решении. Кроме того, постановлениями Пленума были утверждены: Программа совершенствования деятельности хозяйственных судов в 2006-2010 годах, Инструкция о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, новый состав судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Беларусь Алексей Егоров любезно согласился ответить на вопросы, связанные с принятием на Пленуме Высшего Хозяйственного Суда постановления «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности».

— Алексей Петрович, постановление Пленума это нормативный правовой акт Высшего Хозяйственного Суда. Какие вопросы будет регулировать принимаемое постановление Пленума по субсидиарной ответственности?

— Один из самых интересных и самых сложных, на мой взгляд, вопросов, которые выносятся на сегодняшнее заседание Пленума, это вопрос о субсидиарной ответственности. Что же такое субсидиарная ответственность? Говоря простым языком, это дополнительная ответственность, которая применяется в том случае, когда основной должник не в состоянии выполнить свои обязательства перед кредиторами. Необходимо отметить, что институт субсидиарной ответственности существовал в гражданском законодательстве и ранее. Но только в последнее время он стал применяться значительно шире. Вопросы субсидиарной ответственности теперь регулируются не только Гражданским кодексом Республики Беларусь. Соответствующие нормы содержаться и в таких законодательных актах: Законе «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», Законе «О хозяйственных обществах», Указе Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» , а также других нормативных правовых актах.
Если, допустим, раньше в нашем законодательстве вообще не существовало понятий банкротства и экономической несостоятельности, то сейчас, к сожалению, эти процедуры применяются достаточно широко и именно при таких процедурах применяется институт субсидиарной (или же дополнительной) ответственности.
На заседании Пленума были обсуждены вопросы, связанные с условиями и порядком применения этой ответственности. Надо сказать, что не только у хозяйственных судов, но и у субъектов предпринимательской деятельности, у государственных органов, которые сталкиваются с необходимостью применения субсидиарной ответственности, возникает достаточно много вопросов. Высший Хозяйственный Суд недавно провел обобщение судебной практики, связанной с применением в хозяйственных судах вопросов субсидиарной ответственности. Практика была изучена и на ее основе подготовлен проект постановления Пленума. Необходимо также сказать, что наш проект был разослан во многие заинтересованные государственные органы, а также хозяйственные суды областей и города Минска. Было получено много замечаний, которые были тщательным образом изучены и в итоге учтены в принимаемом проекте.

— Чем же вызвана, по Вашему мнению, необходимость принятия постановления Пленума по вопросам применения субсидиарной ответственности?

— Я убежден, что принятие такого важного постановления, которое выносится сегодня на заседание Пленума, поможет в будущем не только судам, но и субъектам хозяйствования, и государственным органам правильно понимать и применять на практике такой важный институт как субсидиарная ответственность. Важность его заключается не только в том, что он применяется значительно шире, чем раньше, но и в том, что применение таких процедур как субсидиарная ответственность для любого субъекта предпринимательской деятельности и вообще для любого лица, привлеченного к субсидиарной ответственности, имеет серьезные последствия. Высший Хозяйственный Суд впервые обращается к этому вопросу. В этой связи хочу заметить, что любое постановление Пленума, принимаемое Высшим Хозяйственным Судом, является нормативным правовым актом, который разъясняет нормы действующего законодательства и направляет судебную практику.
На стадии подготовки проекта постановления Пленума возникали многие вопросы, в том числе и терминологические. Например, что понимать под субсидиарной ответственностью, каким образом и при каких условиях она может быть применена? В Гражданском кодексе Республики Беларусь вопросам субсидиарной ответственности посвящена статья 370. На мой взгляд, в ней даны только самые общие нормы, характеризующие субсидиарную ответственность и порядок ее применения. Без надлежащего судебного толкования и разъяснения государственным органам и субъектам хозяйствования, которые прибегают по тем или иным причинам к процедурам субсидиарной ответственности, очень сложно разобраться и правильно применять их на практике. Вынужден констатировать, что и практика хозяйственных судов, которую мы обобщили, иногда была весьма различна. Поэтому самой жизнью была вызвана необходимость принятия такого постановления.

— Что изменится в практике применения хозяйственными судами законодательства после принятия постановления Пленума о субсидиарной ответственности? Станет ли у судов больше механизмов для ее применения или постановление Пленума каким-то образом будет защищать интересы субъектов хозяйствования?

— В самом вопросе уже, отчасти, и содержится ответ. Первое, что важно — это единообразие судебной практики. При теоретическом рассмотрении того или иного правового вопроса неплохо, когда существует несколько точек зрения на одну и ту же правовую проблему. Но не стоит забывать, что дела, в которых правоотношения между участниками спора имеют схожий характер, должны и разрешаться одинаково. Поэтому при разрешении конкретных вопросов суды смогут руководствоваться положениями, которые закреплены в постановлении Пленума, что, в свою очередь позволит избежать принятия различных решений.
Что касается второй части вашего вопроса, я думаю, что правильное понимание условий, при которых может быть применена субсидиарная ответственность, пойдет на пользу субъектам предпринимательской деятельности. Например, в статье 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что при определенных обстоятельствах учредители, участники, собственники юридического лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
Сталкиваясь на практике с применением статьи 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь, хочу отметить, что в основном с требованиями о привлечении к субсидиарной ответственности в хозяйственные суды обращаются государственные органы, например, очень часто — налоговые инспекции. Статья 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что к субсидиарной ответственности могут быть привлечены лица, которые каким-либо образом способствовали принятию тех или иных решений юридическим лицом, что в свою очередь привело к экономической несостоятельности (банкротству). Это общая норма. Вместе с тем в статье 1 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» сказано, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность. Поэтому судам и не в меньшей степени государственным органам и субъектам хозяйствования важно разобраться, что же на самом деле привело к банкротству: действия тех или иных должностных лиц, которые имели отношение к руководству предприятием, или это был обычный предпринимательский риск.
Кроме того, в рамках процедур экономической несостоятельности к субсидиарной ответственности часто привлекаются физические лица. Во многих случаях размер такой ответственности очень значительный. Таким образом, если она будет применена, конкретное должностное лицо предприятия-банкрота за всю жизнь может не рассчитаться по таким обязательствам.
Теперь вы сами понимаете, какое важное значение в этих условиях имеет правильное, взвешенное, объективное, основанное на материалах дела и нормах законодательства, решение суда.

Одним из наиболее важных вопросов, которые были рассмотрены на Пленуме Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, было утверждение Программы совершенствования деятельности хозяйственных судов в 2006-2010 годах. О том, что представляет собой принятый документ, рассказала судья Высшего Хозяйственного Суда Людмила Колесникова:

— В этом году III Всебелорусским народным собранием была одобрена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В дальнейшем Программа была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 384 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы»
Соответствующие программы были приняты также Правительством Республики Беларусь, различными государственными органами. Практика принятия таких программ характерна и для экономического правосудия. Такие программы принимались в 1998 году, в 2001 году. В настоящее время хозяйственными судами обеспечивается задача по своевременному, качественному рассмотрению дел, исполнению принятых судебных постановлений.
В связи с реализацией одной из задач по совершенствованию судопроизводства в хозяйственных судах, в марте прошлого года была принята новая редакция Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой в хозяйственных судах областей и города Минска были созданы апелляционные инстанции, повышен статус кассационных и надзорных инстанций, которые в настоящее время сосредоточены только в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь.
По сравнению с 2001 годом более чем в 3 раза увеличилось количество исполнительных документов, находящихся на исполнении в Службе судебных исполнителей хозяйственных судов. За 5 лет данной Службой исполнены исполнительные документы на сумму, которая в эквиваленте составляет 537 миллионов долларов США.
Утвержденная Программа совершенствования деятельности хозяйственных судов направлена на реализацию задач по эффективной защите нарушенных и оспариваемых прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сфере экономических правоотношений.
В Программе предусмотрены приоритетные направления деятельности хозяйственных судов до 2010 года. Предусмотрено содействие доступности правосудия, упрощение процедуры обращения в хозяйственные суды, увеличение количества упрощенных процедур судопроизводства, в частности, по делам, когда обязательства должниками признаются, но не выполняются. Кроме того, предусматривается более активная роль хозяйственного суда в досудебном и судебном урегулировании спора, предусматривается увеличение специализированных судебных составов, рассмотрение сложных категорий дел коллегиальным составом суда. Также предусмотрены меры, направленные на улучшение качества подготовки к судебному разбирательству, качества выносимых судебных постановлений.
Для реализации всех этих и многих других приоритетных направлений деятельности в Программе предусмотрены организационные, кадровые, процессуальные мероприятия, а также мероприятия, направленные на развитие законодательства, совершенствование материально-технической базы хозяйственных судов.

Взял интервью
Павел ЧЕРЕМИСИН,
советник Председателя
Высшего Хозяйственного Суда
по информационно-правовым вопросам


"Вестник ВХС РБ", №22, ноябрь 2006 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1026
  банкрот 452
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio