Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Калинковичский мебельный комбинат. Санация. Три года спустя…
Калинковичский мебельный комбинат. Санация. Три года спустя…
  Три года назад результаты командировки на коммунальное унитарное предприятие (далее — КУП) «Калинковичский мебельный комбинат» были мало утешительными, если не сказать плачевными. Во время посещения предприятия в темных помещениях за станками работало небольшое количество женщин. Склад готовой продукции представлял собой небольшую комнатку с несколькими вариантами мебели для кухни. Заработная плата рабочего была порядка 130 тысяч рублей, не хватало квалифицированных специалистов. Исполняющий обязанности директора Александр Полуян вместе с антикризисным управляющим Дмитрием Борейко встретили комиссию в неаккуратном кабинете, который слабо вписывался в понятие кабинет директора. На вопросы судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь они отвечали неуверенно, перспективы выживания предприятия описывали с трудом. После этого посещения осталось чувство какой-то обреченности.

Долго, очень долго не писался тогда материал. Просто не хватало слов отобразить весь тот развал. Вдохновляли только две вещи: первое — рабочие предприятия доверяли своему новому директору, который совсем недавно был инженером этого предприятия. «На своем месте человек» — говорили они. Второе — поддержка предприятия со стороны местной исполнительной власти. Пожалуй, только два человека — новоиспеченный директор и председатель Калинковичского райисполкома — верили тогда, что предприятие все-таки выживет.

Приехав на предприятие в ноябре этого года, сказать, что комиссия в составе судьи Высшего Хозяйственного Суда Валерия Жандарова, судьи хозяйственного суда Гомельской области Натальи Сарнавской, генерального директора КПТ УП «Гоме-льоблместпром» Александра Малахова, первого заместителя председателя Калинковичского районного исполнительного комитета Николая Какоры была удивлена — не сказать ничего. В хорошо освещенных цехах на новейшем оборудовании во всю кипела работа. Склад готовой продукции представлял огромное помещение, в котором были представлены настолько разнообразные модели мебели, что, пожалуй, и в столице такого многообразия их не встретишь.

— Мы практически отказались от выпуска кухонной мебели, которая раньше занимала до 80 процентов продукции. Иногда делаем кухонную мебель, но только под заказ населения, - рассказывает Александр Полуян. — Освоили все направления необходимой для дома и для офиса мебели из ПВХ. Это около ста наименований продукции, а если еще посчитать цветовую гамму — то будет и все 200 вариантов. Понятно, что если бы эта продукция была одного цвета, то не имела бы такого успеха. Одному нравится зеленая гамма, другому — красная, синяя и так далее. По цветовой гамме обновление ассортимента происходит постоянно. Торговля сегодня даже предоплату делает. — Кроме того, мебель можно купить напрямую через наш магазин, — продолжает свой рассказ Александр Александрович. — Если вас не удовлетворяет, например, количество полочек в шкафу, то на предприятии есть специалист, который выслушает ваши пожелания и предложит разные варианты, сделает эскиз цветового решения. Если все подойдет, то просчитаем стоимость и согласуем сроки изготовления заказа. Время изготовления зависит от наличия материала. Сегодня у нас возникают вопросы по поставкам материала белорусских предприятий. Они недостаточно хорошо работают с цветовой гаммой. Например, цвет ольхи мы хорошо разрекламировали. Сегодня он у нас есть, будет и через месяц. Изготовление заказа займет не более двух недель. Если цвет необычный — покупатель ждет заказа иногда больше месяца. Кроме того, мы предоставляем покупателям беспроцентный кредит на полгода, продаем мебель в рассрочку.

Сейчас осваиваем новое направление — сочетание стекла и дерева, но эта продукция еще не очень хорошо разрекламирована. Как и шкафы-купе — не освоены пока еще, далеко нам до «командоровских».

Интересуюсь о выпуске новой продукции, о представлении ее на выставках... В ответ исполняющий обязанности директора поясняет:
— Мы участвуем в выставках мебельной продукции, на которых не единожды удостаивались грамот за качество продукции, за новизну. Участие в выставках дает свой эффект. Но изначально это невидимый эффект, который проявляется через определенное время. На выставках есть возможность заключить нужные договоры, правда, договоры — это в какой-то мере формальность. Мы хотим видеть реальные деньги за произведенную мебель.

— Много ли долгосрочных договоров?

— Практически все. Мы договор, как правило, заключаем на год. И там указываем, что если от стороны не поступило предложений о расторжении договора, то он продлевается еще на год.

— Сегодня считается престижным работать на вашем предприятии?

— Я скажу так: рабочие сегодня нам не нужны. Однако требуются специалисты. Среднемесячная зарплата одного работающего составляет порядка 580 тысяч рублей. К услугам рабочих бытовки с душевыми и раздевалками, комната для приема пищи. Все это восстанавливали своими силами. Сейчас занимаемся постройкой актового зала.

Работает и магазин — что удобно для здешних жителей. Мы также выдаем по талонам спецпитание. Потому что часть людей работает во вредных условиях.

...Дело о банкротстве Калинко-вичского мебельного комбината было возбуждено 26 ноября 2001 года по заявлению инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Ка-линковичскому району. По истечении защитного периода 20 декабря 2001 года было возбуждено конкурсное производство. Собранием кредиторов 15 марта 2002 года утвержден план санации, который в целом основывался на увеличении собственного капитала за счет увеличения объема производства, сокращения производственных затрат, эффективного управления финансовыми потоками, а также использования долгосрочного финансирования.

Хозяйственным судом Гомельской области 14 июня 2002 года было вынесено решение о признании КУП «Калинковичский мебельный комбинат» банкротом и с этого времени в отношении него введена процедура санации. За счет того, что в период санации предприятие получило определенные послабления по уплате налогов и неналоговых платежей, существенно увеличены оборотные средства. Увеличилась закупка сырья и материалов, возросли объемы выпускаемой продукции и количество отгрузки готовых товаров, появилась дебиторская задолженность, то есть уже не мебельное предприятие ходит в должниках, а другие предприятия и организации должны ему. Данное обстоятельство также положительно повлияло на наращивание объемов производства.

Резервом наращивания объемов производства оставалось максимальное обеспечение загрузки оборудования и эффективное использование рабочего времени трудо-вого коллектива. Производственные мощности предприятия морально устарели и были изношены на 82-87 процентов. Как результат — низкая производительность и невозможность выпуска качественной продукции. В связи с этим на предприятии были разработаны мероприятия по техническому перевооружению производства. Было приобретено технологическое оборудование для сушки пиломатериалов с производительностью 30 кубических метров в неделю. Также приобретены форматно-раскроечный станок ТСК-2500 и станок ТСК-3200, позволяющие сократить технологическую операцию обработки по периметру. В результате происходит экономия расхода сырья и высвобождение трех рабочих мест. Так же приобретены устройства для очистки воздуха от пыли и стружки ОС-1700 и УОС-3, позволяющие сократить на 100 процентов потери теплоэнергии, снизить до 60 процентов затраты на электроэнергию за счет применения электродвигателя значительно меньшей мощности.

Внедрение данного оборудования позволило предприятию обновить и расширить ассортимент выпускаемой продукции, снизить ее себестоимость, повысить производительность, выйти на современные требования по качеству и дизайну.

Показатели, отражающие структуру баланса предприятия в течение всей процедуры проведения санации, выглядят так:
Хотя данные коэффициенты и отражают неудовлетворительную структуру бухгалтерского баланса предприятия, однако следует отметить ее положительную тенденцию, а, следовательно, улучшение платежеспособности предприятия.

Удельный вес новых видов изделий в общем объеме производства в 2006 году составил 31,1 процента. Затраты на 1 рубль товарной продукции составили за 9 месяцев 81,95 копейки. Рентабельность общей реализации за 9 месяцев 2006 года составила 19,7 процента. Темп роста производительности в сопоставимых ценах составил 154,9 процента. Получено балансовой прибыли с начала текущего года 520 миллионов рублей, в том числе чистой прибыли — 342 миллиона рублей. Объем платных услуг населению за январь-сентябрь 2006 года составил 38,9 миллиона рублей. Розничный товарооборот магазина «Визит» за январь-сентябрь 2006 года составил 166,9 миллиона рублей.

— Всего в местной промышленности Гомельской области восемь предприятий деревообрабатывающей промышленности, — рассказывает генеральный директор КПТ УП «Гомельоблместп-ром» Александр Малахов. — Из них четыре — банкроты. Из этих восьми предприятий Калинковичский мебельный комбинат занимает лидирующее место по выходу из кризиса. Выработка на одного рабочего составляет более двух миллионов.

По Гомельской области это единственный положительный показатель такой работы. Есть только небольшие частные предприятия, которые работают с такими показателями. Это очень заметно, особенно последний год. Впервые начали приближаться к нормативам коэффициенты ликвидности, которые характеризуют платежеспособность предприятия.

Поэтому очень важно помочь КУП «Калинковичский мебельный комбинат». Мы будем ходатайствовать о продлении срока санации. При прекращении срока санации предприятие не сможет взять в банке ни одного кредита. Без кредитования выжить сложно. Сейчас у них фактически существует налоговый кредит, который и помогает предприятию. Исполнительная власть готова сегодня дать финансовые гарантии под реконструкцию и техническое перевооружение этого предприятия, но в этом есть свои нюансы, — отметил Александр Владимирович.

— Предположительно, к какому периоду данное предприятие не будет нуждаться в санации?

— Максимально мы предполагаем срок в два года. В Министерстве экономики рассматривается проект нового закона, согласно которому срок санации предприятий будет продлен до шести лет. Мы рассчитывали на его принятие.

—  В каждом конкретном случае нужно руководствоваться законом, — продолжил тему судья Высшего Хозяйственного Суда Валерий Жандаров. — Так, если все сроки санации истекли, то нужно рассматривать вопрос о гарантиях. В частности, облисполком или райисполком могут дать гарантию. И на эти цели в бюджете необходимо предусмотреть денежные средства. Но на примере схожего предприятия деревообрабатывающей промышленности ОАО «Речицад-рев» это не так просто реализуется. В той конкретной ситуации облисполком не возражает дать гарантию. Он направил в Министерство финансов Республики Беларусь проект бюджета на следующий год, в котором была заложена статья расходов под гарантии. Но Министерство финансов эту статью исключило. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, направив по данному вопросу письмо в Совет Министров Республики Беларусь, получил ответ, что эти вопросы разрешаются на местах. Такой вот замкнутый круг получился.

Но думать о том, что срок санации будет увеличен до шести лет тоже неправильно. Надо ориентироваться на срок санации, указанный в законодательстве, рассматривая каждый случай санации отдельно. Если предприятие работает и для данного региона оно необходимо, то нужно решать вопросы, касающиеся гарантии, с райисполкомом. Если имеется гарантия государственного органа, то санация может быть продлена до 10 лет.

Однако гарантия гарантией, но это не говорит о том, что любой кредитор может заявить такие требования и райисполком должен перечислить деньги. Райисполком гарантирует санацию сроком на 10 лет, а денежные средства погашаются из прибыли, которую зарабатывает предприятие.

На сегодняшний день кредиторская задолженность КУП «Калинковичский мебельный комбинат» около полутора миллиардов рублей. Еще три года назад эта задолженность не превышала 400 миллионов рублей. Но и исполнительный директор, и управляющий, и заместитель председателя исполкома уверены, что при уже достигнутых объемах производства это не такая большая сумма. Оборот предприятия сегодня составляет 450 миллионов рублей. Объемы увеличены в четыре с половиной раза. В конце 2005 года комбинат вышел на уровень, когда предприятие работало с наилучшими результатами. Поэтому руководители уверены, что предприятие заслуживает ходатайства о продлении срока санации.

Злата ГУРИНОВИЧ, старший консультант отдела информация Высшего Хозяйственного Суда

"Вестник ВХС РБ", №23, декабрь 2006 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1026
  банкрот 451
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio