Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
  Услуги компании АРС ГРУПП - Юридическим лицам / Индивидуальным предпринимателям / Кредиторам / Антикризисным управляющим / Наша работа / Контакты /
 Главная О проекте Рейтинг управляющих Законодательство Опыт и анализ Вопрос-ответ 
  Погубим лизинг вместе - 2
Круги и виражи алгоритма расчета налогов при лизинге настолько запутаны, что поставщики программного обеспечения обычно отказываются автоматизировать полностью этот участок учета. Руководители лизинговых компаний, узнав, сколько стоит такая автоматизация, перекладывают процесс расчетов на своих бухгалтеров. Почему же так сложно найти налогооблагаемую базу, особенно для долгосрочных договоров? Что за угрозы таятся в налогообложении лизинговых компаний, способные мгновенно привести их к банкротству?
  Нормативная база для исчисления налогов при лизинге хорошо известна. Это:
Закон от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон № 1319- XII);
Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением МНС от 31.01.2004 № 16 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 16);
Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утв. постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 19);
Инструкция о порядке реализации взимания сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в 2006 году, утв. постановлением МНС от 23.01.2006 № 8 (далее – Инструкция № 8);
Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.12.1997 № 1769 (далее – Положение № 1769);
Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утв. постановлением Минфина от 30.04.2004 № 75 (с изменениями и дополнениями, далее – Инструкция № 75).                                                   

НДС в пространстве и времени

Как уже говорилось в предыдущей статье, объектом для начисления НДС согласно подп. 1.1.6 ст. 2 Закона № 1319-XII и подп. 5.1.6 Инструкции № 16 определена передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю, в т.ч. обороты по реализации услуг по сдаче объекта в лизинг за вычетом контрактной стоимости объекта лизинга (далее – вознаграждение) и контрактная стоимость объекта лизинга. Разделение объектов налогообложения в одном договоре лизинга означает, что при определенных обстоятельствах лизингодатель имеет право на применение льготы в части контрактной стоимости объекта лизинга при обложении налогом по нулевой ставке (подп. 1.1.1 ст. 11 Закона № 1319-XII) или полном освобождении от налога.
Обычно объектами лизинга являются сложная дорогая техника и высокотехнологичное оборудование, которые закупаются лизингодателями у производителей или поставщиков за валюту. Согласно Положению о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Нацбанка от 1.08.1996 № 768, лизингодатели вправе производить расчеты за такие объекты также в валюте.
Для удобства лизингополучателей договорами лизинга обычно предусматривается возможность расчетов в валюте и (или) в белорусских рублях в эквиваленте. Моментом оказания услуг согласно подп. 13.3 Инструкции № 16 является наступление права на получение платы по графику, а моментом фактической реализации – дата, определенная учетной политикой, либо отгрузки (дата по графику), либо оплаты (дата поступления платежа либо 60-й день при неоплате).
Момент определения налоговой базы по начисленному НДС растянут по времени при любом из методов, допускаемых в учетной политике. Курс пересчета базы в белорусские рубли определяется на момент фактической реализации – день отгрузки, день оплаты, 60-й день (ст. 10 Закона № 1319-XII и п. 13 Инструкции № 16). И если по договору поступает валюта, то курсовые разницы НДС не облагаются.
Но если платеж поступает в белорусских рублях, то разница между выручкой на дату реализации и выручкой на дату оплаты также включается в налоговую базу. Однако условия договоров таковы, что лизингодатель до последнего момента не знает, в какой валюте поступят платежи. А потому он начисляет курсовые разницы как это предусмотрено законодательством – на дату по графику и на последнее число месяца. Если платеж поступает только в валюте или только в рублях, то для того чтобы определить базу для исчисления НДС, необходимо курсовые разницы сторнировать и начислить суммовые разницы. Но это еще сравнительно простой вариант. Ведь если часть платежа поступает в валюте, а часть в белорусских рублях, то придется сторнировать курсовые разницы и начислять суммовые лишь на часть платежа. Кто и когда сопоставил трудоемкость расчета налоговой базы с ее эффективностью для бюджета? Корректировка базы для исчисления НДС не приносит никакой выгоды для казны, поскольку входной НДС, принимаемый к вычету, лизингополучатель также откорректирует.
Интересно, что такое изменение входного налога появилось только с 1.01.2006 г. Корректируются первичные документы (см. п. 63 Инструкции № 16), т.е. если расчеты за объект производятся по частям, обязательство выражено в белорусских рублях, а оплата – в валюте или наоборот, то придется сначала составить акт сверки и на его основании внести изменения в первичный документ. И если в нем произведены изменения на момент поступления каждой части платежа, то от такого документа мало что останется обладателям первичного документа. И аудитору, как и другим проверяющим, в нем будет мало проку.

Возвращение объекта

Проблема курсовых и суммовых разниц не единственная. При расторжении договора лизинга объект лизинга возвращается лизингодателю. Но инвестиционные расходы произведены – выплачиваются кредит и проценты, страховка, какие-то средства вложены в улучшение, заключен договор залога или гарантии. На период исполнения договора лизингодатель, как и положено по договору финансового лизинга, оформил акт приема-передачи на объект, накладную. Чтобы лизингополучатель мог спокойно принимать НДС к вычету, ежемесячно оформляется на сумму вознаграждения счет-фактура. Но если происходит возврат объекта и сделка перестает соответствовать требованиям п. 5.1.6 Инструкции № 16, то контрактная стоимость, по которой НДС уплачен лизингодателем и принят к вычету лизингополучателем, уже не будет являться таковой, а станет рассматриваться как часть арендного платежа. Теперь лизингодатель обязан выставить счет-фактуру по НДС на общую сумму полученных платежей. Но за какие периоды исполнения договора и в какие сроки выдать этот счет-фактуру? Ни лизингодатель, ни лизингополучатель не подозревали о том, что они нарушают инструкцию, которая будет принята или изменена в будущем. К тому же сроки выписки счетов-фактур заведомо нарушаются. Кто же тогда позволит лизингополучателю принять к вычету НДС, который оформлен с нарушением порядка оформления счетов-фактур? Причем в каком порядке его принимать к вычету и за какие периоды, тоже неизвестно.
Потери для лизингодателя при внутрибелорусском лизинге в таких случаях еще не столь велики. Гораздо печальнее последствия расторжения договора с российским лизингополучателем – тогда они составят 18% контрактной цены объекта лизинга.

Если курс оказался вдруг

Ситуация, когда цена договора становится ниже покупной или остаточной стоимости, возможна при падении курса. Такое порой случается у белорусских лизингодателей при долгосрочных договорах. Если контрактная стоимость близка к остаточной или покупной, зафиксирована в валюте контракта, а валютных оговорок, предусматривающих изменение цены при падении курса, нет, то возможно, что реализация окажется ниже остаточной стоимости объекта.
Начисление целевых платежей в соответствии с Инструкцией № 8 производится вначале исходя из общей суммы договора за минусом стоимости объекта и инвестиционных расходов лизингодателя. При этом начисленный НДС не уменьшает облагаемую базу у лизингодателя, даже если нулевая ставка не подтверждена. В Инструкции № 8 не оговаривается изменение статуса договора лизинга, и лизингодателю следует учесть только суммовые разницы и сумму превышения первоначальной балансовой стоимости объекта над полученной выручкой.
Ни у кого не возникает сомнений, что инвестиционные затраты лизингодателей учитываются при расчете налога на прибыль. Но так ли это?
Основные положения по составу затрат обеспечивают единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), для всех коммерческих организаций. Но особенности формирования расходов при лизинге в Основных положениях не учитываются. В то же время в п.п. 5 и 6 Положения № 1769 установлено, что лизингодатель в составе лизинговых платежей взимает не только стоимость имущества, но и инвестиционные расходы, возмещаемые лизингодателю, включающие:
- первоначальную или восстановительную стоимость объекта лизинга;
- проценты, выплачиваемые лизингодателем по договору займа, заключенного с заимодавцем (кредитодателем) для приобретения объекта лизинга;
- затраты на привлечение гарантии по договору с гарантом, если такой договор заключался;
- налоги и другие обязательные платежи, начисляемые на объект лизинга, если лизингодатель выплачивает такие налоги и платежи;
- затраты лизингодателя, связанные с осуществлением капитального ремонта объекта лизинга, если этот ремонт осуществляет лизингодатель;
- платежи по всем видам страхования объекта лизинга и рисков, если страхование осуществляет лизингодатель и если в договоре лизинга не оговорено иное.
Все вышесказанное касается цены Договора – т.е. цены продажи. В отношении суммы расходов в целях налогообложения следует руководствоваться Инструкцией № 19.
Рассмотрим порядок определения налоговой базы для лизингодателя на примере процентов по договору займа в 2005 году.
Итак, заимодавец имеет право на получение процентов на сумму займа согласно условиям договора займа, а начисленные заемщиком проценты с 1.01.2004 г. согласно изменениям в Основные положения по составу затрат не отражаются в его бухгалтерском учете в качестве затрат организации, поскольку эти займы связаны с приобретением иных внеоборотных (долгосрочных) активов. Инструкцией № 75 определено, что для целей бухгалтерского учета проценты в части инвестиционных расходов должны отражаться на счет 20 субсчет «Инвестиционные расходы лизингодателя». В налоговом учете ситуация иная.
Согласно подп. 15.13 Инструкции № 19 расходы по сдаче в аренду (лизинг) имущества учитываются при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, к которому относятся аналогичные, определяемые с учетом положений главы 4 Инструкции № 19.
Главой 4 Инструкции № 19 были определены затраты по производству и реализации продукции (товаров, работ, услуг), учитываемые при налогообложении, включая проценты по полученным ссудам, кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным ссудам, кредитам и займам, а также по ссудам, кредитам и займам, связанным с приобретением основных средств и нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов). Таким образом, проценты, учитываемые в составе инвестиционных расходов лизингодателя по кредитам, направленным на приобретение внеоборотных активов, оказываются вне закона.
В п. 23 Инструкции № 19 уточнено, что особенности состава затрат в отдельных отраслях народного хозяйства устанавливаются в порядке, предусматриваемом правительством. В постановлении Совмина от 23.07.2001 № 1081 «О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» было указано, что особенности состава затрат в отдельных отраслях экономики, не предусмотренные Основными положениями, должны разрабатываться и утверждаться соответствующими министерствами, иными республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минэкономики, Минфином и Минтруда. Положение № 1769 и Инструкция № 75, разрешающие включать инвестиционные расходы в себестоимость или в расходы, связанные с исчислением доходов, не согласованы в установленном Совмином порядке как отраслевые особенности.
Однако в п. 22 Инструкции № 19 оговорено, что состав затрат определяется самой Инструкцией и иными нормативными правовыми актами, применяемыми в части, не противоречащей Закону «О налогах на доходы и прибыль». Остается только решить – являются ли Положение № 1769 и Инструкция № 75 иными нормативными правовыми актами и не противоречат ли они Закону. В п. 2 ст. 2 этого Закона определено, что состав доходов и расходов от внереализационных операций и порядок их отражения (признания) для определения облагаемой налогом прибыли устанавливаются налоговым законодательством. Поскольку доходы от лизинга Инструкцией № 19 отнесены к внереализационным операциям, то все инвестиционные расходы лизингодателей снова оказываются вне правового поля.
С 1 июля 2006 г. состав затрат, учитываемых при налогообложении, при исчислении налога на прибыль регулируется Указом Президента от 9.06.2006 № 380. Разумеется, его действие распространяется в том числе и на лизингодателей. Согласно подп. 1.3 Указа особенности состава затрат в отдельных отраслях экономики или связанных с осуществлением отдельных видов экономической деятельности не носят индивидуального характера и представляют собой обусловленную спецификой технологического процесса производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг) детализацию состава затрат, установленного подп. 1.2 Указа № 380.
Согласно подп. 5.6 Указа в затраты для целей налогообложения включаются проценты, уплаченные по полученным займам и кредитам, за исключением процентов по просроченным займам и кредитам, а также займам и кредитам, связанным с приобретением основных средств, нематериальных активов и иных внеоборотных (долгосрочных) активов. И поскольку у лизингодателей проценты по займам связаны с приобретением иных внеоборотных активов, то с 1 июля они столкнутся с той же самой проблемой.
Таким образом, и в налоговом, и в бухгалтерском учете лизингодатели сталкиваются со множеством проблем, существенно затрудняющими их деятельность. А потому необходимо сделать простой алгоритм учета лизинговых операций и расчета налогооблагаемой базы. А для этого нужна ясная и непротиворечивая нормативная база, которую нужно сделать хорошо – как для себя.

Людмила ГРИНЬ, аудитор
 
поиск по сайту
 
  Альянс АРС Групп:
 
 
Ликвидация предприятия
 
антикризисное управление
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
Ликвидация предприятия
 
реклама
 
 
  распродажа
распродажа имущества предприятий-банкротов
  оргтехника
  оборудование
  автотранспорт
  мебель
  строительные материалы
  недвижимость
  тара и упаковочные материалы
  автозапчасти
  с/х техника
  аудио-видео аппаратура
  галантерея
  одежда
  разное
  продукты питания
  бытовая химия
  посуда
  пиломатериалы
  ткани и материалы
  ювелирные изделия
  металлопрокат
  инструменты
  парфюмерия
  канцтовары
  бытовая техника
  сантехника
Архив объявлений о торгах
  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 791
  судья 228
  юрист 1004
  банкрот 438
  кредитор 599
  статистика
каталоги
 
  Яндекс цитирования
 
  Каталог TUT.BY
 
 
  Rating All.BY
 
  Каталог+поисковая система
  META - Украина. Украинская поисковая система
  Наши партнеры:
 
 
ЗАО Белреализация
© BANKROT.BY / Банкротство в Республике Беларусь
© ОО ПП "АРС ГРУПП" / Банкротство / Ликвидация предприятий / Антикризисное управление / Санация предприятий /
Наш адрес: ул. Лынькова, д. 27; телефон: +375 17 363-02-37
Design by Normality studio