Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  База для точечной приватизации Подготовлен еще один канал передела собственности
В Беларуси давно создана система, позволяющая исключить возможность неподконтрольного правительству движения акций. А с принятием Декрета № 9, который А. Лукашенко подписал 12 июня, исчезнет даже теоретическая законодательная "лазейка" для малейших процессов не контролируемого властью передела собственности. С другой стороны, предусмотренная декретом частичная отмена моратория дает в руки власти рычаг для проведения "точечной" приватизации - нужных предприятий определенным инвесторам. Татьяна МАНЕНОК
  Процедура приватизации в Беларуси шлифовалась в течение десятилетия и, по оценкам, отработана весьма неплохо с точки зрения полного контроля практически
над всеми вопросами, связанными с имуществом.

Обеспечить еще большую прозрачность

    Тем не менее в начале августа 2004 года А. Лукашенко поручил министру экономики Николаю Зайченко подготовить к 1 октября пакет документов по совершенствованию управления госимуществом. Цель - обеспечить абсолютно прозрачную систему управления и распоряжения госимуществом начиная с принятия решений по управлению и распоряжению всеми видами госимущества до их реализации.
  Думается, что правительственным экспертам пришлось поломать голову над тем, как сделать существующую систему и процедуру приватизации еще более прозрачными.
  Что можно было еще придумать, если и так все сделки с имуществом, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин, согласовываются с президентом с 1995 года (неоднократные попытки правительства изменить эту планку ни к чему не привели)?
  Кроме того, в 2003 году указом президента в отработку приватизационных документов были включены силовые структуры. Наконец, в 2004 году правительство усилило контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией государственных унитарных предприятий.
  Тем не менее задача была поставлена, и Минэкономики (тогдашний куратор приватизации) усердно занялось ее выполнением. Было понятно, что придется вносить принципиальные коррективы в президентский Декрет №3 от 20 марта 1998 года "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" -ключевой документ, регулирующий вопросы приватизации госсобственности, ибо за последнее время накопилось немало законодательных нестыковок.
  Но, помимо косметических поправок, направленных на снятие противоречий с Гражданским кодексом, специалисты Минэкономики попытались внести по максимуму (в Соответствии с духом нынешнего времени) прогрессивные предложения, которые хоть как-то подстегнули бы приватизацию в стране и оживили практически мертвый фондовый рынок.
  В частности, предлагалось расширить способы приватизации (с 4 способов до 12), предусмотреть возможность сдачи в аренду имущественных комплексов и т. д.
Но самое главное, на что посягнуло министерство, -оно еще раз предложило снять наконец-то ограничения на отчуждение акций, полученных в период безвозмездной приватизации. Конечно же, о полном снятии моратория речь не шла (а никто бы и не позволил)—обсуждались лишь предложения по отмене моратория в отношении акции, полученных в процессе льготной приватизации, а также прошедших процедуру листинга на бирже и т.д.
Подконтрольный список
  Пакет «поправочных»  предложений «варился» в различных правительственных кабинетах, а также в Администрации президента почти 2 года.
    На минувшей неделе, 12 июня, А. Лукашенко подписал Декрет № 9, которым вносятся изменение и дополнение в Декрет № 3 от 20 марта 1998 года – концептуальный документ, устанавливающий основные правила приватизации в стране.
  Для большинства акционеров самым болезненным остается, безусловно, мораторий на движение акций - то есть запрет на продажу акций, введенный декретом президента в 1998 году. Кроме того, что это фактически парализовало работу фондового рынка в стране, десятки тысяч работников предпритий, купивших акции в процессе чековой приватизации в течение 8 лет не могут ими распорядиться, что вызывает законное возмущение граждан.
  Однако сенсации с принятием долгожданного декрета не случилось. Мораторий на отчуждение акции останется за некоторыми исключениями. Они коснутся преимущественно житейских и других ситуаций: обмена акций в уставных фондах юрлиц при реорганизации, при соответствующем решении суда, в случае дарения акций близким родственникам, перехода права собственности в связи со смертью участника юрлица (при этом акции должны быть обязательно переоформлены на наследников, в противном случае они перейдут в собственность государства), выезда участника юрлица на постоянное место жительства за пределы страны.
  Но некоторые принципиальные подвижки обозначены и в части более серьезной отмены моратория, Согласно декрету, ежегодно в стране буде составляться перечень акционерных обществ, акции которых могут быть выведем из-под моратория. Список таких предприятий правительство будет в обязательном порядке согласовывать с президентом.

Либерализация или национализация?
    Это обстоятельство дало повод некоторым экспертам заявить, что принятые Декретом №9 изменения в целом предоставляют большие, чем имелись ранее, возможности для покупки акций инвесторами.
  Однако инвестиционный аналитик компании "Юнитер" Роман Осипов считает, что пока преждевременно говорить об однозначной направленности декрета. Он подчуркнул, что документ зафиксировал негласные правила игры на рынке акций, сложившиеся в Последнее время.
  "А вот направлен ли новый документ на либерализацию рынка акций или же на его дальнейшее подавление,  можно будет со всей определенностью сказать лишь после того, как появится перечень, выведенных из-под моратория», - говорит Р. Осипов.
Аналитик убежден, что в этот перечень не попадут стратегически важные и валообразующие предприятия. Скорее всего, по его словам, в списке
окажутся небольшие предприятия, не играющие ключевой роли в экономике страны. Но в любом случае возможность контролировать эти предприятия государство сохранит за собой - законодательных рычагов для этого достаточно.
С другой стороны, подчеркивает Р, Осипов, декрет может стать еще одним очень действенным инструментом национализации, которая может быть осуществлена через относительную либерализацию рынка ценных бумаг. Дело в том, что существующие варианты фактической национализации - проведение дополнительной эмиссии за долги, использование с этой целью «золотой акции» -являются разовыми, а новый инструмент позволит подходить к процессу наращивания долей государства в определенных предприятиях более гибко и оперативно.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 832
  судья 231
  юрист 1043
  банкрот 475
  кредитор 657
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio