Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
 
Россия: Надавили на ГАЗ. Кому выгодно банкротство автопроизводителя

Крупнейший в России производитель коммерческих автомобилей ГАЗ оказался на грани банкротства из-за американских санкций. Зарубежные аналитики уверены, что за этим стоит корпорация Ford, пытающаяся при содействии Белого дома избавиться от главного конкурента на российском рынке.
 
Фото: © РИА Новости / Олег Золото


Возможности ограничены

Угроза банкротства нависла над "Группой ГАЗ" год назад, когда владелец компании Олег Дерипаска и ряд подконтрольных ему активов попали в санкционный список американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC). Дерипаску подозревали в причастности к вмешательству в выборы президента США в 2016 году.

Наибольший резонанс тогда вызвали санкции против крупнейшего мирового производителя алюминия — "Русала". Бумаги компании на Московской и Гонконгской биржах обрушились, это комментировали все ведущие деловые СМИ. Впрочем, с "Русалом" Вашингтон проявил гибкость, несколько раз предоставив американским компаниям отсрочку для расторжения контрактов с российским производителем.

В конце концов в результате сделки с Минфином США в январе этого года Дерипаска снизил свою долю в En+ до 44,95 процента, передав часть акций американской Glencore и банку ВТБ. Изменения коснулись также структуры управления компанией. После этого ограничения в отношении "Русала" были сняты.

Но ГАЗ остался под санкциями. Более того, о каких-либо условиях их прекращения в Вашингтоне даже не упоминают. И это несмотря на то, что в опубликованном недавно докладе спецпрокурора Роберта Мюллера о вмешательстве России в американские выборы о Дерипаске — ни слова.

В апреле бизнесмен сообщил, что готов сократить свою долю, чтобы вывести автопроизводителя из-под санкций — по аналогии с "Русалом". По данным Bloomberg, Дерипаска обсуждал такую возможность с миноритариями ГАЗа и председателем совета директоров компании Зигфридом Вольфом. Однако OFAC отказалось от этого сценария и по-прежнему не предлагает каких-либо вариантов урегулирования ситуации.

На неадекватность Белого дома обратили внимание даже западные СМИ, пытающиеся понять, чего же добиваются американцы. Журналисты британской газеты Financial Times уверены, что все очень просто: Вашингтон расчищает российский рынок для компании Ford. Отмечается, что, если ГАЗ прекратит работу, Ford получит почти неограниченные возможности для наращивания производства и продаж в России своей коммерческой модели Transit.

В аналитическом агентстве "Автостат" РИА Новости сообщили, что сейчас ГАЗ контролирует 44 процента российского рынка легких коммерческих автомобилей (LCV), у Ford только десять процентов.


Когда все отворачиваются

Американцы точно определили слабое место: ГАЗ зависит от поставок зарубежных комплектующих. В частности, для новой линейки "Газель Next". В прошлом году, по данным "Автостата", в России купили 28,3 тысячи этих автомобилей, продажи Ford Transit — 10,7 тысячи.

Большую часть импортных комплектующих ГАЗ приобретал у Daimler и Volkswagen. Однако с 4 июля немецкие компании вынуждены прекратить все поставки российскому партнеру по требованию Вашингтона.


"Сегодня из-за санкций больше всего пострадали "Газели Next". Среди иностранных комплектующих в модели — передний бампер от Magna, чешские ручки дверей, немецкие электрические стеклоподъемники, кресло от германской Isri, передняя панель от Edag из Германии, подушки безопасности от японской Takata, а также пульт предпускового подогрева двигателя от Webasto, блок управления от Delphi, шкала приборов от американской Visteon, ступичные подшипники Schaeffler, тормозные диски от корейской Mondo, тормозной цилиндр от Bosch", — рассказали РИА Новости специалисты ГК "Автоспеццентр".


По словам Дерипаски, это приведет к падению производства и продаж и, как следствие, к банкротству предприятия, вынужденного обслуживать кредиты, выплаты по которым составляют 700 миллионов рублей в месяц. Если группа разорится, работы лишатся 40 тысяч человек. Сокращения могут затронуть также поставщиков и работников смежных предприятий.

По информации Financial Times, в конце апреля рабочие завода отправили коллективное письмо в посольство США в Москве, напомнив, что "американские санкции, нацеленные на одного человека, затрагивают сотни тысяч людей", и попросив посла встретиться с представителями предприятия для обсуждения условий снятия санкций. В ответ получили рекомендацию обратиться к российскому правительству.

Между тем в Госдепе в очередной раз заявили журналистам, что санкции "не направлены против россиян".

Какие меры будут приняты для спасения ГАЗа, пока неясно. В апреле представители группы попросили у правительства 29,5 миллиарда рублей поддержки. Вице-премьер Дмитрий Козак выразил готовность помочь автопроизводителю, оговорившись, что сумма требует оценки.


В свою очередь, глава Минфина Антон Силуанов отметил, что государство не оставит в беде предприятие и рабочих: если дело дойдет до финансовой поддержки, выделенные средства пойдут на локализацию производства импортных комплектующих.


Вместе с тем некоторые эксперты считают, что прямые финансовые вливания от правительства не потребуются. Если предприятие действительно окажется на грани банкротства, его активы могут выкупить компании с государственным участием.



"РИА Новости"


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 798
  судья 228
  юрист 1020
  банкрот 446
  кредитор 612
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio