Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
  Услуги компании АРС ГРУПП - Юридическим лицам / Индивидуальным предпринимателям / Кредиторам / Антикризисным управляющим / Наша работа / Контакты /
 Главная О проекте Рейтинг управляющих Законодательство Опыт и анализ Вопрос-ответ 
  …Главный антикризисный управляющий Российского государства
Богатство народов создает
и могущество страны.
П.А. Столыпин
 
На политической арене России в начале ХХ столетия появился государственный деятель, сочетающий экономический либерализм с сильной исполнительной властью, что дало эффект успокоения революционных волнений и пробуждения творческой активности предпринимателей. Недаром он говорил, что при составлении закона о земле старался иметь в виду «разумных и сильных, а не слабых и пьяных соотечественников». Имя его — Петр Столыпин.

Это был человек бесконечной энергии и воли, который мог отстаивать свои убеждения и перед Государственной Думой, и перед Государственным Советом, и перед монархом. Столыпин показал, что может сделать высокообразованный человек и патриот на государственном месте, если обладает главнейшим свойством настоящего государственного человека — бескорыстием, умением и стремлением ставить народные интересы выше всех личных расчетов. Многие его современники признавали, что стремление к личной выгоде совершенно чуждо его честной и неподкупной натуре. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу», — эта фраза П.А. Столыпина сегодня может служить укором многим.

П.А. Столыпин вступил в должность премьер-министра, имея сложившуюся концепцию системных реформ, объективно необходимых для преодоления кризисного положения России, а также достаточно четкие представления о путях и способах их осуществления. Реформы затрагивали все основные сферы жизнедеятельности государства и общества. Правительство, возглавляемое Столыпиным, разработало широкую программу мер реформирования всей образовательной системы в России. В своем первом выступлении в качестве премьер-министра в Государственной думе, которое состоялось 6 марта 1907 г., Столыпин очертил те принципы, которые были положены в основу проводимой реформы: установление «общедоступности, а впоследствии и обязательности, начального образования для всего населения Империи»; объединение усилий государства и общества в просвещении населения; создание «разнообразных типов учебных заведений, с широким развитием профессиональных знаний, но с обязательным для всех типов минимумом общего образования, требуемого государством»…

П.А. Столыпин считал, что права человека только тогда в полной мере становятся правами, когда они гарантированы государством, которое реализует декларируемые принципы в каждодневной практике правоприменения, то есть в судопроизводстве. Поэтому судебная реформа должна была стать важным элементом в системе российских преобразований.

Законопроект «О преобразовании местного суда» должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе — городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от «обломков» сословного судопроизводства — крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, то есть неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.

Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных на укрепление единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга — председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах, др. Иными словами, предполагалось «вплести» в ткань законов Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивания и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

На рубеже XIX – XX вв. в европейскую политику пришло осознание социальной ответственности государства за уровень жизни своих граждан. Сформировалось убеждение, что право на достойное существование — неотъемлемое право каждого, которое должно быть гарантировано правительственной властью. В противном случае, дескать, общество никогда не выйдет из череды социальных конфликтов, которые в итоге дестабилизируют всю политическую систему. Этот мотив стал одним из определяющих и в государственной деятельности П.А. Столыпина. Его правительство предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также использование их при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре 1906 г. были утверждены положения Совета министров, устанавливавшие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.

В 1908 г. в Государственную думу были внесены законопроекты «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании рабочих от несчастных случаев». Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий (например, подведомственных Министерству финансов и Министерству путей сообщений).

При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

Цель социальной политики П.А. Столыпина — формирование полноценного партнерства между работником и работодателем в рамках складывавшегося правового пространства, где были бы четко обозначены прерогативы и обязанности обеих сторон. Иными словами, правительство создавало условия для диалога между людьми, занятыми в общем деле производства, но зачастую говорившими на «разных языках».

В 1912 г. Петр Столыпин предлагал создать целый ряд новых министерств:

      Министерство труда. Предполагалось, что после удовлетворения культурных и экономических нужд рабочих они не будут тем революционным пролетариатом, каковым они были в 1905 г. (и станут, как мы знаем, в 1917-м), а явятся равноправными сознательными гражданами.

      Министерство местных самоуправлений. Закон о земских учреждениях от 1 января 1864 г. был одной из величайших реформ Государя Александра II, по которому земствам были предоставлены широкие права, каких не было дано органам местного самоуправления ни в одном из западных государств. Однако последующими законами, особенно при Александре III, права земств были урезаны. Это положение и должно было исправить новое Министерство. Имущественный ценз для участия в деятельности земств предполагалось понизить в 10 раз. Все лица, за исключением умалишенных и уголовно преследуемых, достигшие 21 года, независимо от национальности и вероисповедания, владеющие хотя бы небольшой недвижимостью и прожившие в данном районе не менее двух лет, должны были обладать правом голоса в земских выборах.

      Министерство национальностей — для удовлетворения религиозных и культурных нужд многочисленных национальностей великого государства.
 
      Министерство социального обеспечения, которое должно было заниматься вопросами попечения в случае инвалидности, болезни, безработицы и пр.

      Министерство исповеданий, которое ведало бы не только Православной Церковью, но и внимательно следило за деятельностью других исповеданий.

      Министерство по обследованию, использованию и эксплуатации богатств, заключенных в недрах России. Недостаток железных дорог, а главное, недостаток финансовых средств лишали возможности использовать богатства государства и создать промышленность, которая, при более чем достаточном количестве необходимого сырья, может дать многим миллионам людей хороший заработок и вместе с тем обогатить государство и поднять уровень жизни всего населения России.

      Министерство здравоохранения, которое начнет оказывать поддержку земствам в их деятельности по развитию медицинской помощи населению.

За те пять лет, что Петр Аркадьевич находился у руля государства, десятки тысяч крестьян, получив наделы земли в собственность, переселились на хутора. Тысячи и тысячи семей поехали за Урал и там при помощи государства стали осваивать новые земли. Лучшими показателями его неуемной деятельности на благо государства является такой факт, что перед Первой мировой войной Россия по производству главных продуктов питания на 28% опередила Аргентину, Канаду и Америку, вместе взятых! Он сказал когда-то: «Итак, на очереди главная наша задача — крепить низы! В них вся сила страны. Их более 100 миллионов! Будут здоровы и крепки корни у государства — поверьте, и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и всем миром... Дружная, общая, основанная на взаимном доверии работа — вот девиз для нас всех, Русских! Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Во время волнений летом 1905 г. Столыпин проявил энергию, необходимую жесткость, личную смелость. Благодаря этому в апреле 1906 г. был назначен министром внутренних дел и в июле — одновременно —  председателем Совета министров. Предпринял решительные меры для подавления «первой революции», за что его возненавидела революционная и либеральная интеллигенция. Главным результатом волнений, требований интеллигенции и потаканием ей со стороны предыдущего главы правительства С.Ю. Витте стал царский Манифест от 17 октября 1905 г. о Государственной Думе — выборном законодательном органе, имевшем возможность влиять на решения правительства. И хотя правительство по-прежнему назначалось Государем и могло выступать с инициативой прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере», все же монархия превратилась в конституционную, а «общественность» получила политические свободы, которых десятилетиями добивались либералы и буржуазия (в том числе свободу профсоюзов и политических партий).

Но и после Манифеста террористы продолжали убийства, ибо революционерам были нужны не свободы и не конституционная монархия, а свержение монархии. В августе 1906 г. на Столыпина было совершено первое из 11 предпринятых затем покушений. На министерской даче от взрыва бомбы погибло много посетителей, были ранены сын и дочь Столыпина, но сам он не пострадал. По желанию Государя Николая II Столыпины всем семейством переехали в Зимний дворец. Был издан указ о военно-полевых судах против террористов, в которых судопроизводство завершалось в пределах 48 часов, а приговор исполнялся в 24 часа. С августа 1906 г. по апрель 1907 г. было вынесено 1 102 смертных приговора, а виселицу стали называть «столыпинским галстуком». Столь суровыми мерами Столыпину удалось навести порядок. (Жертвами террористов тогда же стали более 10 тысяч человек, полицейских и чиновников, в том числе генерал-губернатор Бобриков в Финляндии, московский генерал-губернатор Великий Князь Сергей Александрович, градоначальник С.-Петербурга В.Ф. фон дер Лауниц, министр внутренних дел фон Плеве.)

Все эти естественные меры Столыпина, остановившие революцию, вызвали сопротивление либеральной Государственной Думы. Она продолжала требовать углубления демократических реформ, которые, однако, наделяя общество все б?льшими свободами, не направляли активность новых общественных сил в конструктивном направлении. Отчасти это было свойственно уже реформам Александра II — характерно возникновение первых революционных организаций как раз в ту эпоху. То есть введение политических свобод само по себе не решает проблем, а может их даже обострять и поощрять революционеров к новым требованиям.

Поэтому 3 июня 1907 г. II Дума была распущена, изменен избирательный закон (так называемый «Третьеиюньский переворот»), после которого правительство Столыпина смогло перейти к реформам. Ряд законопроектов того времени касался установления веротерпимости (за исключением христоненавистников) и свободы совести, всеобщего начального образования; часть казенной бюрократии постепенно заменялась земским самоуправлением, которое было воссоздано в 1864 г. и особенно развилось в эпоху Столыпина. Но главной из реформ была аграрная.

К тому времени серьезной «проблемой» в России стал беспримерный рост населения: от 139 млн человек в 1902 году до 175 млн в 1913-м (среднегодовой прирост в 3,3 млн человек). Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. При таком росте населения возникали проблемы малоземелья и безработицы, однако при российских просторах их можно было разрешить, что и начал делать П.А. Столыпин. (Тогда Россия занимала третье место в мире по численности населения после Китая (365 млн) и Индии (316 млн), находясь, однако, на более высоком уровне социально-экономического и культурного развития.)

В деревне при таком росте населения народу становилось тесно в общинном строе. В общине было много ценного: взаимоподдержка, неприятие эгоизма, справедливое решение споров. Все вопросы решал сельский сход, выбиравший старосту. Эти давние основы русской самобытной низовой «демократии» высоко ценились деятелями самых разных направлений; наиболее принципиальное значение общине придавали славянофилы. Однако по мере быстрого роста населения земельная площадь на одного едока в семье уменьшалась.

В то же время Россия все более втягивалась в капиталистическую экономику, рост промышленности и населения требовал соответствующего роста в сельском хозяйстве. Но производительность общины не выдерживала соревнования ни с помещичьими хозяйствами, ни с хозяйством западного фермерского типа. Община была также и помехой для особо активной части крестьян. Нужно было выбирать меньшее зло в создавшемся положении, иначе оно грозило ростом социального недовольства и ослаблением государства.

Поэтому в 1906 г. началась столыпинская аграрная реформа: желающим крестьянам выделяли их часть общинной земли в собственность, им продавали и помещичью землю посредством льготных ссуд (помещики сами избавлялись от земли, которая без крепостных становилась обузой), а также финансировали переселение на окраины России в специальных «столыпинских» вагонах (вместе со скотом и инвентарем), освобождая от налогов и снабжая сельскохозяйственной техникой по низким ценам. Можно критиковать неудачные бюрократические аспекты этой политики, но не смысл реформы. Она должна была решить сразу несколько важнейших государственных проблем:

      – справиться в европейской части России с усугублявшимся малоземельем на селе и возможной безработицей в городе из-за стремительного роста населения, который приходился в основном на русское крестьянство;

      – заселить пустующие земли Сибири и Дальнего Востока, освоив их и закрепив за Россией;

      – дать выход энергии активной части крестьянства, расширяя ее сферу действия за пределами общины;

      – уменьшить социальную напряженность в деревне и тем самым отнять у революционеров почву для пропаганды.

В результате создавался зажиточный слой крестьян-единоличников, то есть новая составная часть экономического уклада при сохранении прежних, в том числе общины. К 1913 г. лишь около 10% земли перешло из общинного в личное владение крестьян, тем не менее с 1906 г. в Сибири осели 2,5 млн крестьян; кроме того, около 700 000 человек разных профессий переселились в Сибирь самостоятельно. Вдоль Транссибирской магистрали выросли целые города; резко возросло производство продовольственных товаров: Европа вскоре была завалена русским маслом (с 1906 по 1911 гг. его годовой экспорт увеличился вдвое).

Столыпинским реформам противодействовали все антимонархические партии — от кадетов до большевиков.... «Им нужны великие потрясения — нам нужна великая Россия», — эти слова премьер-министра стали афоризмом.

Реформы Столыпина могли бы совершенно выбить почву из-под ног у революционной пропаганды и укрепить государство, если бы материальные успехи дополнялись и облагораживались восстановлением православного мировоззрения и удерживающей идеологии Третьего Рима, что было особенно утрачено в верхних слоях общества. Однако этого, к сожалению, не происходило, и сам Столыпин уделял внимание в основном прагматическим аспектам своей политики. В этом проявлялась не столько его личная духовная ограниченность, сколько дух времени, заложником которого он был. России было суждено учиться понимать свое призвание на опыте кровавой революции — от обратного...

«Дайте нам 20 мирных лет и вы не узнаете России», — сказал однажды Столыпин. Потому он и был в 1911 г. убит теми силами, чьи антирусские планы перечеркнула бы окрепшая Россия. В.И. Ленин видел в успехе столыпинских реформ преграду революции; и Троцкий позже констатировал: если бы реформа была завершена, «русский пролетариат ни в каком случае не смог бы прийти к власти в 1917 году». Достойной замены Столыпину не нашлось. Живи он в наше время, мы смогли бы смело назвать его… главным антикризисным управляющим Российского государства!


P.S. Петр Аркадьевич Столыпин (02.04.1862–05.09.1911) — выдающийся государственный деятель, родился в старинной дворянской семье. Детство его прошло в основном в Литве и за границей. В 1881 г. окончил Виленскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Крупный землевладелец, убежденный монархист, рано женившийся и имевший большую семью, Столыпин после окончания университета служил в Министерстве государственных имуществ, в 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел. В 1899 г. был назначен ковенским губернским предводителем дворянства; в 1902 г. — гродненским губернатором; в 1903 г. стал губернатором в Саратове, где в то время шло сильное революционное брожение. Без сколько-нибудь значительной охраны, без оружия губернатор Столыпин ездил по восставшим уездам, выступал перед тысячами до предела возбужденных людей, и непостижимым образом умел наладить с ними доверительный разговор. Но правда и то, что, когда уезд захлестывала волна беспорядков, Столыпин, не задумываясь, отдавал приказ стрелять. С этого же поста он впервые выступает со своим проектом земельной реформы.



Дмитрий Бондарович
Специально для газеты "Антикризисное управление"


Газета "Антикризисное управление", №11(29) за ноябрь 2010 года


 
поиск по сайту
 
  Альянс АРС Групп:
 
 
Ликвидация предприятия
 
антикризисное управление
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
Ликвидация предприятия
 
реклама
 
 
  распродажа
распродажа имущества предприятий-банкротов
  оргтехника
  оборудование
  автотранспорт
  мебель
  строительные материалы
  недвижимость
  тара и упаковочные материалы
  автозапчасти
  с/х техника
  аудио-видео аппаратура
  галантерея
  одежда
  разное
  продукты питания
  бытовая химия
  посуда
  пиломатериалы
  ткани и материалы
  ювелирные изделия
  металлопрокат
  инструменты
  парфюмерия
  канцтовары
  бытовая техника
  сантехника
Архив объявлений о торгах
  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 780
  судья 225
  юрист 991
  банкрот 428
  кредитор 584
  статистика
каталоги
 
  Яндекс цитирования
 
  Каталог TUT.BY
 
 
  Rating All.BY
 
  Каталог+поисковая система
  META - Украина. Украинская поисковая система
  Наши партнеры:
 
 
ЗАО Белреализация
© BANKROT.BY / Банкротство в Республике Беларусь
© ОО ПП "АРС ГРУПП" / Банкротство / Ликвидация предприятий / Антикризисное управление / Санация предприятий /
Наш адрес: ул. Лынькова, д. 27; телефон: +375 17 363-02-37
Design by Normality studio