Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Украинский туристический рынок ожидают новые банкротства
Банкротство крупного туроператора – Karya Tour – первый звонок, после которого стали очевидны существующие проблемы на украинском туристическом рынке. Призывая к прозрачности бизнеса, его участники предупреждают о новых банкротствах.
 
Представьте ситуацию. В разгар отпускного сезона вы наконец-то дождались того дня, когда офисную обстановку вот-вот сменит приятная взгляду картинка - солнце, море и бокал освежающего напитка... И тут происходит самое непредвиденное и неприятное для туриста: отель отказывается заселять, а то и того хуже - выселяет, обосновывая это тем, что туроператор не рассчитался по счетам. Если для западного туриста такая ситуация практически невозможна (а если и случается иногда, его отдых в любом случае не будет испорчен благодаря страховке), то украинскому отдыхающему, как показывает практика, на долгожданном отпуске можно ставить крест.

События прошлой недели возмутили не только тех туристов, которые попали в подобную ситуацию, но и всю туристическую общественность. Более пяти тысяч украинцев, в числе которых и те, кто приобрел путевки, но не смог вылететь на отдых, пострадали в результате банкротства третьего по величине оператора в Украине на турецком направлении Karya Tour Ukraine. Исправлять сложившуюся ситуацию вызвались коллеги по рынку, входящие в Ассоциацию лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ), среди которых TEZ TOUR, «Пан Укрейн», «Проланд», САМ и другие операторы. Между тем, принимая во внимание, что госчиновники не воспринимают украинский туристический рынок как серьезный прибыльный бизнес и не озадачиваются его развитием, можно предположить, что случаев банкротств можно ожидать и в дальнейшем.


Не ожидали?

Как заявил турецким СМИ один из совладельцев Karya Tour Озгюр Экинджи, компания не выдержала жестких условий рынка и конкуренции: «Мы не смогли заполнить места в арендованных самолетах. Поначалу мы продавали туры себе в ущерб. Однако не выдержали и решили приостановить работу». Председатель Государственной службы туризма и курортов Украины Анатолий Пахля добавил, что оператор при продаже своих туров использовал механизмы демпинга, что и послужило основной причиной банкротства компании. По словам Аркадия Маслова, коммерческого директора компании TEZ TOUR, ситуация с Karya Tour наглядно продемонстрировала проблему взаимоотношений отправляющей и принимающей сторон: «О том, что у Karya Tour есть проблемы с оплатой услуг принимающей стороны, было известно еще несколько лет назад. Долговые обязательства компании на сегодняшний день составляют цифру с семью нулями. Балансируя с таким объемом долговых обязательств, Karya Tour не выдержала конкуренции на рынке».

Представители турбизнеса неоднократно инициировали необходимость введения регулятивных норм в законодательство с тем, чтобы предоставлять туристам гарантии. Не только мировой, но и российский опыт свидетельствуют, что такие случаи происходят сплошь и рядом – несколько раз в год банкротятся различные турфирмы. Сегодня на украинском рынке муссируется информация о том, что таком же состоянии, как Karya Tour, находятся еще несколько компаний, среди которых в кулуарах называют ANEX TOUR. «Ходят разные слухи. Мол, Karya Tour – это не первый такой туроператор. Возможны подобные ситуации и с другими. Думаю, не можем мы этого допустить, поэтому будем вносить изменения в законодательство», - подчеркнул Анатолий Пахля. По его мнению, необходимо принять меры для предотвращения подобных инцидентов с другими туроператорами.


Отрегулируйте нас

Игроки туристического рынка давно ожидают эти меры. «Отсутствие регулирования - это проблема нашего общества, которое не интересуется огромным многомиллиардным рынком. Мало того, этим никто не хочет интересоваться. Мы уже порядка двух лет инициируем изменения и дополнения в закон о туризме. Мы выступаем как саморегуляторы туристического рынка, хотим сделать его прозрачным. При этом турадминистрация не принимает в этом процессе должного участия. И пока изменения не будут внесены – компании будут банкротиться, люди будут иметь претензии к операторам, страны терять туристов», - говорит Аркадий Маслов.

С его мнением согласна и коллега по рынку – директор по туризму компании «Пан Укрейн», вице-президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Елена Шаповалова. По ее словам, нужно учитывать европейский опыт - страхование на случай банкротства туроператора, как это сделано в Германии, или создание специального гарантийного фонда, в котором обязаны принимать участие все туроператоры, как это сделано в Италии. Госпожа Шаповалова перечислила несколько предложений к Кабмину, которые, по мнению участников рынка, внесут на туристический рынок прозрачность и ясность правил игры и, что немаловажно, защитят туриста от ситуаций, подобных тем, в которую попали украинцы, купившие тур у Karya Tour. Во-первых, необходимо ввести страхование гражданско-правовой ответственности субъектов туристической деятельности. Во-вторых, признать туризм видом экономической деятельности, как это сделано во всех развитых странах. В-третьих, внедрить типовой договор на туристическое обслуживание, чтобы туристу не приходилось каждый раз вникать в особенности договоров разных операторов, чтобы он понимал, что, подписывая типовой договор, он защищен государством, и агентский договор туроператора и турагента. В-четвертых, внедрить саморегулирование туристического рынка, в том числе систему добровольной сертификации турагентов и т.д.

«Мы в АЛТУ надеемся, что в преддверии Евро-2012 необходимые правки в туристическое законодательство будут внесены. Туризм во всем мире - важнейшая отрасль экономики, так как помимо имиджа для страны он дает мультипликационный эффект. Мы не рассчитываем на льготы. Мы стремимся к созданию европейских правил работы для всех участников турбизнеса и условий для привлечения инвестиций в туристическую инфраструктуру, строительство отелей и т.д.», - подчеркнула Елена Шаповалова.


Экономика турбизнеса
Около $2 млрд. в год достигает оборот крупного оператора, в составе которого есть собственная авиакомпания и отельная база. 10% ($200 млн.) из них - доходность компании. Туроператор зарабатывает на комиссии. Он формирует турпродукт, включающий в себя проживание, перелет, трансфер, медицинскую страховку, экскурсии и т.д. Заключает контракты с авиакомпаниями (регулярные или чартерные рейсы), бронирует места в гостиницах и т.д.



Золотая жила

В чем привлекательность турбизнеса? По сути, туроператор работает исключительно на объеме. В туристическом бизнесе основным показателем привлекательности является не доходность или рентабельность, а доля рынка. Чем больше объем – тем выше доход. В какой-то период компании могут зарабатывать очень хорошо, в какой-то – уходить в ноль или даже в минус. На массовых направлениях, таких как Турция и Египет, где существует жесткая конкуренция, операторы зарабатывают в процентах намного меньше, чем на других направлениях (к примеру, экзотика, экстрим и пр.). Рентабельность и маржа, в которой работает оператор по направлениям, где туристический поток очень большой, могут составлять пару процентов. Иногда этот показатель может быть и минусовым, например, в низкий сезон, а иногда достигать и 20%. Но рентабельность зависит еще и от других факторов, к примеру, от сезонности, от динамики продаж и т.д. По мнению Аркадия Маслова, привлекательность турбизнеса заключается и в том, что при наличии различных составляющих продукта - авиакомпании, гостиниц, трансфера, страхования - компания зарабатывает. В таком случае у нее есть возможность активно использовать на рынке такой маркетинговый инструмент, как ценообразование.

Елена Шаповалова отметила интересный факт. В период кризиса - в 2009 году, когда был отмечен наибольший спад туристического потока, количество лицензиатов увеличилась на 20%. На сегодняшний день действуют более 7700 лицензий (около 1600 – операторы, остальные - агенты). Многие предприниматели, потерпевшие фиаско в других видах бизнеса, решили, что очень легко работать в туристическом. Ведь входной барьер на рынок невысок: стоимость лицензии составляет около 920 грн., директор турфирмы должен иметь высшее туристическое образование, опыт работы не менее трех лет в турсфере или пройти курсы. Вход на рынок настолько прост, что получать лицензии начали многие. Только за первые пять месяцев 2010 года выдано более 850 новых лицензий. Столько же было выдано за весь период 2009 года. «Но за внешним антуражем «красивости» туристической деятельности скрывается большой пласт проблем. Работа в туризме требует большого профессионализма. Туроператорский бизнес имеет очень низкую рентабельность, потому что операторы формируют туристический продукт, реализовывают его через туристические агентства, которые имеют комиссию от 5 до 15%. Таким образом, у турагента рентабельность выше, чем у оператора, который зарабатывает 1-1,5%, остающихся после выплаты комиссионных», - говорит Елена Шаповалова.


Банкротить или купить?

О привлекательности турбизнеса говорит и то, что им активно интересуются иностранные игроки. Так, в прошлом году крупный оператор TUI Travel совместно с российской инвестиционной компанией «C-Групп Капитал Менеджмент» объявили о покупке доли в туроператоре «Вояж-Киев» (сеть агентств «Галопом по Европам»). Позже о своем интересе к украинскому рынку заявила ИГ «Русские фонды», которая приобрела контрольную долю в украинской «Сети магазинов горящих путевок» (ТМ «Магазин горящих путевок»).

«Слияния и поглощения, как правило, происходят в начале высокого сезона. В этом году, к примеру, российская компания «Южный крест» приобрела украинскую компанию MIBS Travel. Это очень выгодная сделка, поскольку обе компании работали с одним и тем же направлением – Греция - Кипр», - рассказала Елена Шаповалова. При этом она не прогнозирует знаковых слияний в этом году, разве что в начале 2011 года. По мнению эксперта, у TUI Travel, официального туристического партнера Евро-2012, было два варианта входа на рынок Украины: либо приобрести крупную компанию, либо строить бизнес с нуля. Компания выбрала первый. Таким же компаниям, как Thomas Cook или Kuoni Group, здесь делать пока нечего, потому что они не интересуются чемпионатом Европы по футболу в Украине, заключает г-жа Шаповалова. Может быть, после чемпионата, когда в стране появятся большое количество отелей, хорошие дороги, туристические информационные центры, крупные иностранные операторы обратят внимание на украинский туристический рынок.


Наиболее доходные направления
Наиболее доходными принято считать массовые направления. К примеру, в Турции за год отдыхают около 1-1,2 млн. туристов из Украины. Средняя стоимость путевки - $800, таким образом, только это направление дает операторам около $1 млрд. выручки в год.




Ирина Чернявская


"Инвестгазета", №28 от 20.07.2010


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 832
  судья 231
  юрист 1043
  банкрот 475
  кредитор 657
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio