Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Союз политических таможенников, или Таможенный Союз?
Впервые за все время мощным инициатором проекта Союза стал президент Казахстана. Путин или Медведев просто поддержанты. Белорусский президент находится в позе ожидающей, уговариваемой. Зачем нам всем этот новый союз, если не успели толком создать и известное «союзное государство»? Хотелось бы понять, что нам предстоит пройти, что мы сделаем и кем станем...
 
Манная каша за 120 долларов в сутки

Думали, гадали, решали. Потом поняли, что Беларусь не примет дорогую нефть в новом союзе. Да и не хочет покупать только новые русские «Лады» вместо старых немецких «Ауди». Особенно когда нефти по монопольно низким ценам не дают.

Понимая абсурдность происходящего, Путин и Назарбаев в последние дни стали говорить о том, что такой новый таможенный союз будет в форме двух стран. Третий — лишний. Это — про нас с вами. Мы отвертелись от очередной номенклатурной инициативы? Или — пока отвертелись?

Контрасты в современной жизни помогают понимать происходящее. Есть тенденция центростремительная, мир объединяется. В Европе внутренних границ уже нет. Как это было в СССР. Но сейчас все наоборот. Пограничник в Домодедово ставит штамп в паспорте гражданину Беларуси, который вылетает в Казахстан. И в Алматы собственный национальный пограничник вас штампует. Можно подумать, что орава белорусов ждет и мечтает перебраться в горы и степи Казахстана. И нас держат границы.

Такой театр абсурда выгоден лишь политикам, упоенно воспринимающих себя вершителями судеб народов и этносов. Страны разошлись по национальным квартирам, что часто становится пределом мечтаний жителей «коммуналок». И в этом национальном одиночестве возникают смешные вещи. В претенциозной бывшей столичной гостинице будущего участника Таможенного союза, проживая в номере за 120 долларов в сутки, утром обнаруживаешь, что привычный для европейца завтрак в виде «шведского стола» отсутствует. Появившееся странное восточное подобие официанта спрашивает: «Вам кашу манную, рисовую или гречневую?».

За такие деньги тарелку с манной кашей надо на голову одевать хозяину гостиницы, который считает себя продуктом рынка. И такая интеграция с кашами вызывает только смех и иронию.

Но это и есть данность наших стран. Они развивались в таком полете странностей национальной эйфории, что получился «компот» с границами. Не хотят и не любят своих соседей страны СНГ. Даже воюют друг против друга. Причем не только Грузия с Россией. Но и Россия, как это ни странно, с Беларусью. На фронтах мяса и молока, конфет и шоколада.

Как это было не так давно, братская Украина обижалась на соседнюю Беларусь и объявляла антидемпинговые меры против белорусских спичек, рубероида и искусственного меха. Меха и смеха нам надо. Границы и демпинги, и антидемпинги.

Почему все это развивается таким «антиевропейским» образом? Границы, важные таможенники? Унитазы из соседних стран, опасные для экономики Беларуси? Электро– и бытовая техника, которые милые и симпатичные таможенницы Беларуси ищут по сумкам и коробкам своих же соотечественников?

Конкуренция товаров соседних стран мешает развитию собственных производителей. Да им ничего не мешает. Многие предприятия давно пора было закрыть. Или перепрофилировать. Они нужны были ровно 20 лет тому назад.

Все попытки склеить обломки СССР не удавались. Особенно России не удавались. И Ельцин, и Путин не продвинулись ни на шаг в формировании нового экономического пространства. Более того, эгоистические интересы России привели к развалу любых попыток создать эффективное постсоветское образование. США и ЕС теми или иными способами, от военной помощи до программ «восточного партнерства» маневрировали усилиями отдалить Россию от ее партнеров.

Удивительный феномен для тех, кто не читает серьезные книги и статьи. Суть в том, что мы с Россией давно находимся в общем таможенном пространстве. Сформировали уникальную общность, которую мне приходится называть для простоты «славянским коромыслом». Хотели славянский треугольник. Так хотели, что рассорились. Сотрудничали со странными приключениями. То по мясу, то по молоку. Или иным «стратегическим товарам».

Кто спорит, что самым логичным и простым еще в 90-е годы мог быть вариант интеграции на новом постсоветском пространстве, который можно назвать «славянский треугольник»? Россия – Украина – Беларусь — ядро нового геополитического и геоэкономического образования. Но российские и украинские элиты не хотели быть вместе. И сейчас не очень нравятся друг другу. Несмотря на политический передел в Украине.

В чем же главная причина наших границ, ридикюльных таможенных деклараций, «миграционных карт»? Отделить наших мух и «их» котлет никто не хочет. Тупая самонадеянность славянских элит на собственное совершенство? Именно она и стала генератором «княжеской раздробленности» XXI века. На пространстве от Балтийского моря до Тихого океана. От Черного моря — в Украине до горы Кок Тебе — в Казахстане. А кто знает, чем отличается алматинская Кок Тебе от крымского Коктебеля?

Подвела номенклатурные элиты жадность. Кто-то угощает проживающих в гостинице манной кашей за 120 «баксов». Кто-то торгует газом и нефтью с таким «наваром», что мозги отшибает. Всерьез и надолго.

Россия с тарифами на газ управляет постсоветским пространством. Превышая в 10-15 раз тарифы от уровня цены отрасли, мотивируя это некими интернациональными ценами, она одновременно и подорвала всякое сближение с бывшими частями СССР.

Время шло, а результатов по формированию нового постсоветского пространства так и не было. Да его национально ограниченные элиты и не хотели. Упивались собственной властью на временно окуппированных уходящей номенклатурой территориях. Естественно, что созданные при таких политиках структуры от СНГ до Союзного государства успешными назвать нельзя.

Россия и Беларусь сбалансировали свои тарифы и экономические отношения. Плохо ли, хорошо ли, но за 15 лет движение вперед было, и есть. Логически рассуждая, зачем двум славянским странам некий новый «Таможенный союз», если они создали Союзное государство?

А что усиливает таможенный союз в отношениях Беларуси и Казахстана? Торговлю сахаром, шинами и прокатом? Слабые аргументы. Ничего нового и прорывного не создается.

Новые таможенные пошлины? Ну да. Еще раз пощекочем нервы малому и среднему торговому бизнесу. Новые тарифы, формы документов и новая бюрократическая суета. В этом наши чиновники власть себя реализуют. Такова у них власть.

Конечно, суть — в развитии общего экономического пространства. Но оно —впереди, через годы и расстояния. Первые 2-3 года Таможенный союз будет всем просто мешать. Бизнес не сможет найти новые формуляры документов для внешних операций. До начала адаптации и юстировки инструментов взаимодействия. Потом пойдут процесс нового разделения труда, рост объемов специализированного производства.

Потом — общий рынок. Очень дистанционный и масштабный. Если получится, конечно. Политически проект себя подпитывает интересами элит. Бизнес-элита на втором плане. На третьем плане — все остальные.

А с 1 июля — начало процесса. При такой позиции Беларуси, которая может быть идентифицирована термином «нехочуха». Популярным среди тех, кто станет лидерами стран в середине нынешнего столетия. Тех, кто пока смотрит мультфильмы о «нехочухе». Однако это и есть историческая правда о постсоветском пространстве.


Сладкие и прокатные формы Беларуси и Казахстана

Есть две темы на постсоветском пространстве. Кто станет победителем конкурса на Евровидении? Будет ли создан «Таможенный союз» при столь бурных усилиях Беларуси обратить внимание на ценности и принципы такого союза?

И вот — Таможенный союз. Без зоны свободной торговли, без эффективного формирования вертикальной и горизонтальной интеграции на основе новых форм собственности создается принципиально новое образование. Быстро и на фоне политической суеты. Много встреч лидеров стран, и странное ощущение виртуальности происходящего.

Белорусский президент не хочет, чтобы его затащили на новое минное поле. Впереди выборы, а тут начнутся несуразицы и подвохи с Таможенным союзом. Свои чиновники ничего не просчитали. Нет ни одного официального экономиста, который скажет, сколько и чего нам это стоит, и будет стоить.

Очевидно, главным фасилитатором этого союза стран стал Нурсултан Назарбаев. В Азии идут свои геополитические и геоэкономические процессы. Мы потеряли из виду этот регион и не интересовались Азией. Да и чтобы просто полететь в Казахстан, надо выложить полтысячи долларов за дорогу, плюс лишние штампы в паспорте. В ЕС меньше денег надо, и проще выехать. Благо все рядом. Честно говоря, нам ближе Литва и Польша. Нежели Казахстан и Узбекистан. И это становится все более понятным и ясным.

Надо понимать и другое. Казахстаном долго и давно управляет номенклатурная элита. Она приватизировала нефть и полезные ископаемые, добилась перекачки активов советской собственности в пользу неономенклатуры национальной чеканки. Но рядом растущий Китай. Все, что заработано местной элитой в трудах, может быть быстро и без шума присвоено новой иностранной экономической элитой — китайцами. Известно, что Китай страдает от избытка американских долларов. За тысячи таких ненужных уже «зеленых» миллиардов можно потихоньку скупать все, что «плохо лежит».

И правильно, что казахская элита ищет себе опору и защиту от новых внешних сил. Турция или Китай — это новый тип жизни казахского истэблишмента. Пусть народ покупает китайские майки и телевизоры, но приход новой силы сделает кланы современной власти Казахстана марионеточными. Это — реальная угроза стране и ее правящей власти.

И в такой обстановке начинаются процессы пересмотра раздела собственности и власти, произведенные в 1990-х годах. Многое показывает Киргизстан. Впереди такие же сдвиги в элитах Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Впервые за все время Россия поддержала на примере Киргизстана новые оппозиционные силы. Власть в восточных государствах нуждается в сильной поддержке, в новой легитимизации. Нужны новые формы для сохранения старой власти? Это так.

Таким «защитительным» проектом и представляется Таможенный Союз. Он принципиально является отправной точкой в реструктуризации власти и экономик стран постсоветского пространства. Он пока не нужен экономически и практически. Разве не так? Посмотрим на наши экономические интересы. Начнем с Казахстана.

А какова экономическая роль казахской экономики для Беларуси? Многие просто не интересовались никогда этой темой. Нам не нужны были статистические параметры казахской экономики. Которая официально только входит в фазу индустриально-инновационного развития. Несколько старовато в теоретическом ракурсе для нас. И в историческом, естественно.

Что же значит Казахстан для Беларуси? Обратимся к официальной таможенной статистике. За весь 2009 год мы закупили в государстве, которое становится для нас наиболее близким на всем евроазиатском пространстве, товаров всего на 74,8 млн долларов. А продали им на 313 млн. Честно говоря, не очень густо.


Экспорт Беларуси в Казахстан в 2009 г. (млн долл.)

Товар-лидер

Объем поставок в натуральном выражении

Объем поставок в млн долл.

Шины

495,4 тыс. шт.

36,6

Сахар

56,2 тыс. т

28,9

Молоко и сливки сгущенные и сухие

17,2 тыс. т

25,9

Тракторы и седельные тягачи

1 100

17,9

Сельскохозяйственные машины

463

17,1



Для многих, включая чиновников высшего ранга, эти показатели будут неожиданными. Образно говоря, наши отношения базируются на шинах, сахаре и молоке. Сливки также важны. Молоко, как основа интеграции. Сами казахи закупают молоко и молочные продукты в соседнем Киргизстане. Сейчас Астана закрыла границы с Киргизстаном. Что удивляет казахских аналитиков и экспертов. Так сложился порядок вещей, что более дешевые овощи, фрукты и мясо на казахские рынки завозили киргизы. И узбеки неплохо снабжали.

Помню свои поездки с лекциями в Ташкентский университет. Мои коллеги, профессора университета постоянно подчеркивали, что лучшее мясо у них идет в Казахстан, что казахи не хотят и не умеют выращивать скот. Чего спорить, если так исторически сложилось. А тут — Таможенный союз, от которого восточные соседи явно будут не в восторге.

Вторая сторона вопроса для оценки ситуации. Можно ли считать такую конфигурацию товарных потоков Беларуси и Казахстана продвинутой? Абсолютно странный результат. Мы стали для казахов «сахарной и сливочной» державой, ибо эти две товарные группы в 2009 году оказались самыми «ударными». За тысячи километров продавать сахар и молоко вообще не представляется эффективным делом. Да и Украина ближе. А богатые фермеры Оренбурга, Сибири? Что они «сидят» на масле и молоке? Не хотят заливать своим товаров кисельные казахские берега. Страны торгуют нефтью. Кстати, средняя зарплата в Казахстане выше, чем в Беларуси. У них — под 400 долларов. А у нас около 340. А это «большая разница»? Не совсем.

Третий фактор статистического плана. Надо понять: где белорусские телевизоры и холодильники? Которыми гордилась вся страна. Китайцы «перешли дорогу»? Да, именно так. А мебель и товары длительного пользования? Мебели удалось продать миллионов на 7 и чуть больше — с частями для нее. Казахские бизнесмены убедились, что белорусская мебель лучше китайской. Да и как иначе, если в Китае лес импортный, дорогой. Хотя есть и ворованный в России, но это — особая тема.

В жарком Казахстане очень нужны холодильники. У нас они есть, но продажи не слишком оптимистичны. Холодильников реализовали за весь 2009 год на 5 млн долларов. В реальном выражении 19 600 штук. Отлично, в 2008 году продали всего 15 тысяч экземпляров. Успех? Может, это и много? Для хранения белорусских сливок хватит. Но не более того.

Как мы торгуем — вопрос отдельный. Есть дисбаланс. Больше продаем, меньше покупаем. Что отрицательно сказывается на процессах экономического взаимодействия. Справедливости ради отметим, что наш экспорт довольно-таки диверсифицированный. Есть и грузовики (за год продано 87 штук), прицепы, полуприцепы, дорожная техника, лекарства, лаки, краски. Мы выглядим как европейская страна. Нечто похожее имеет место в торговле с Германией, которая много продает и инвестиционных, и потребительских товаров.

В этом и есть некая миссия Беларуси в странах Азии? Почему бы и нет. Образности ради, было бы неплохо идентифицировать роль Беларуси для Казахстана как государства ЕС. По ряду схожих признаков. Или важных цивилизационных признаков. Хотя наши друзья и братья по СССР поспешили в самом начале самостоятельного пути создать различные совместные структуры типа «британско-казахский» университет и тому подобное. Эффект присутствия в цивилизованном обществе. Внешний, а не субстанциональный эффект.

Что-то есть и устойчивое. В плохом 2009 году российский рынок для нас обрушился на 40%. Сильный удар по сторонникам интеграции с Россией. А теперь обратимся к цифрам по Казахстану. Хорошо, что наш экспорт в Казахстан упал всего на 15%. Он не очень велик, и составлял всего 313 млн долл. в 2009 году. Для сравнения: аналогичный показатель продаж в Индию составлял 487 млн долл. А Казахстан ближе, как политически, исторически. Так и экономически. Но мы так вели до сих пор наши дела.

Есть и негативные моменты прямо в наш адрес. Наше закрывание собственного рынка от казахской продукции было двукратным. Отполовинили от бывшего импорта. В итоге 2009 год показал следующую картину.


Экспорт Казахстана в Беларусь в 2009 г. (млн долл.)

Товар-лидер

Объем поставок в натуральном выражении

Объем поставок в млн. долларов

Прокат плоский из нелегированной стали плакированный

32,8 тыс. т

28,6

Прокат плоский из нелегированной стали холоднокатаный

21,3 тыс. т

12,9

Алюминий необработанный

2,5 тыс. т

4,1

Прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный

6,7

3,4

Волокно хлопковое нечесаное

797 т

1,2



Можно делать и выводы. Схватить суть процессов взаимодействия экономик двух стран. Большой и дружественный Казахстан превратился в «прокатный пункт» для белорусской экономики. Плоский и холодный, катаный и прочий прокат лидирует. Плюс к этому нечесаное волокно из хлопка и обычный алюминий.

Что же это все значит? Ни одной стратегической позиции у нас пока нет. Считать сахар и молоко прорывными товарами оснований нет. В торговой корреспонденции двух стран — унылые и второстепенные послания. Это своего рода экономический тупик, к которому мы пришли. И из которого настало время выходить.

Вот так и будем начинать интеграцию на прокате, волокне и летающем металле?

Да не будет никакой интеграции. Будет медленно текущая болезнь фантомного соединения разнородных частей бывшего Советского Союза. Временная, а не хроническая болезнь. А нам пора делать выводы. И вводить новые программы и проекты геоэкономической ориентации. Благо и Литва, и Польша рядом.

И манной каши у них меньше.



Леонид Заико, научный обозреватель
Специально для газеты "Антикризисное управление"


Газета "Антикризисное управление", №6(24) за июнь 2010 года


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 823
  судья 228
  юрист 1032
  банкрот 464
  кредитор 638
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio