Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Пути совершенствования законодательства о банкротстве
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, содержащихся не только в Законе Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Указе Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)", но и в некоторых других законодательных актах, в том числе, регулирующих жилищные отношения.
 
Практика применения действующего законодательства о банкротстве показала, что в Законе о банкротстве необходимо определить понятие "жилищный фонд социального пользования" для использования его в целях вышеназванного Закона.

Частью первой статьи 100 Закона о банкротстве установлено, что при осуществлении процедур банкротства из имущества должника, за счет которого могут погашаться требования кредиторов, исключаются: имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление определенных видов деятельности; иное имущество, не включаемое в имущество должника в соответствии с Законом о банкротстве.

Статья 101 Закона о банкротстве определяет имущество должника, которое не включается в состав имущества должника.

Согласно части четвертой данной статьи жилые помещения социального пользования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, обслуживающие регион, подлежат передаче в управление соответствующей административно- территориальной единицы Республики Беларусь (уполномоченных ею органов).

По истечении одного месяца со дня получения от управляющего уведомления обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Передача осуществляется по фактическому состоянию жилых помещений, без каких-либо дополнительных условий. Финансирование содержания данных объектов производится за счет соответствующих местных бюджетов (часть 5 статьи 101 Закона о банкротстве).

Содержание понятия "жилое помещение социального пользования" раскрыто в Жилищном кодексе Республики Беларусь, который вступил в силу с 1 июля 1999 года. Согласно статьям 1, 80 Жилищного кодекса под жилым помещением социального пользования понимается жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма жилого помещения социального пользования.

В статье 1 Закона о банкротстве (вступил в силу с 12 февраля 2001 года) определение понятия "жилое помещение социального пользования" отсутствует. Это приводит к тому, что в правоприменительной практике возникают вопросы относительно правомерности применения норм Жилищного кодекса к правоотношениям, возникающим при проведении процедур банкротства, в части установления содержания указанного понятия.

Жилищным кодексом Республики Беларусь и Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565 "О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений" регламентированы вопросы порядка предоставления и использования жилых помещений социального пользования, определены категории граждан, имеющих право на их получение, что свидетельствует о том, что жилье социального пользования является самостоятельной категорией в составе государственного жилищного фонда.

Согласно решению Конституционного Суда от 29 мая 2009 года понятие "жилое помещение социального пользования", содержащееся в Законе о банкротстве, должно использоваться в таком же значении, как оно определено нормами статей 1, 80 Жилищного кодекса Республики Беларусь, являющегося специальным законом, регулирующим жилищные отношения.

Помимо жилых помещений социального пользования жилищное законодательство предусматривает также иные виды жилых помещений государственного жилищного фонда - это жилые помещения местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций (в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда), в том числе служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, общежития.

Правовой режим вышеуказанных видов жилых помещений в части включения их в имущество должника, за счет которого погашаются требования кредиторов, в Законе о банкротстве не установлен. Кроме того, в Законе о банкротстве не определен порядок передачи собственнику жилых помещений, принадлежащих должнику на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В государственный жилищный фонд входят также жилые помещения, предоставленные гражданам, нуждавшимся в улучшении жилищных условий, в бессрочное пользование (для постоянного проживания) на основании договора найма в соответствии со статьями 7,10,32 Жилищного кодекса 1983 года.

С введением в действие Жилищного кодекса 1999 года статус таких жилых помещений не изменился - наниматели сохраняют право на их приватизацию, обмен, раздел, сдачу по договору поднайма.

Судьба договоров бессрочного пользования, которые были заключены до введения в действие Жилищного кодекса 1999 года остается неопределенной. Эта неопределенность создает сложности в правоприменении. На практике имеют место случаи отказа административно-территориальных единиц (уполномоченных ею органов) от принятия в управление жилищного фонда должника, поскольку передаваемые объекты не являются жильем социального пользования применительно к нормам Жилищного кодекса.

В целях устранения противоречия норм жилищного законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве) необходимо установить, что под жилищным фондом социального пользования в целях Закона о банкротстве понимается совокупность всех видов жилых помещений государственного жилищного фонда, которые должны исключаться из состава имущества должника и передаваться в управление соответствующих уполномоченных органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь (коммунальный жилищный фонд) или Республики Беларусь (республиканский жилищный фонд).

Если обратиться к законодательному урегулированию данного вопроса в Российской Федерации, то статья 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что жилищный фонд социального использования подлежит передаче в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации фонд социального использования представляет совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставляемых гражданам по договорам социального найма. Жилье по договору социального найма можно приватизировать.

Таким образом, понятие "жилье социального использования" по российскому законодательству более широкое по сравнению с законодательством Республики Беларусь.

Установление в законодательстве Республики Беларусь конкретного перечня видов жилых помещений, не подлежащих включению в имущество должника, за счет которого могут погашаться требования кредиторов, а также определение порядка передачи собственнику жилых помещений, находящихся у должника на условиях владения и пользования, будет способствовать обеспечению гарантий соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, в отношении которого осуществляются процедуры банкротства, обеспечения прав и законных интересов кредиторов и должников в процедурах экономической несостоятельности (банкротства).



Л.Г. КОЗЫРЕВА,
судья Конституционного Суда Республики Беларусь



"Вестник ВХС РБ", №24/2009, декабрь 2009 г.


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 823
  судья 228
  юрист 1032
  банкрот 464
  кредитор 637
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio