Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Пять рисков для белоруса от "нефтяной войны" с Россией
Белорусов ожидает «сюрприз» ценою в 3-4 млрд. долларов -- столько денег придется заплатить в бюджет России, если наше правительство решит импортировать такой же объем сырой нефти, как в 2009 году. Это около 6% ВВП. Нефтяной конфликт с Кремлем подтолкнет миллионы белорусов к ревизии собственных потребительских бюджетов.
 
«Нефтяная война» – это удар, в первую очередь, по карманам рядовых обывателей. Каким бы щедрыми ни был МВФ, как бы ни входил в положение белорусского правительства Всемирный банк, дырку в бюджетах страны и операторов энергетического рынка придется закрывать из карманов рядовых потребителей и налогоплательщиков.

Риск 1: Подорожание жилищно-коммунальных услуг

В прошлое уходят времена, когда домашние хозяйства страны тратили на ЖКУ менее 9% потребительских расходов. Подорожание газа и нефти увеличит себестоимость производства электроэнергии, а также всех жилищно-коммунальных услуг. Рост напряжения в бюджете не позволит субсидировать их в прежнем объеме. Ресурс перекрестного субсидирования и изъятия прибыли от высокорентабельных предприятий также не может быть увеличен. Значит, правительство будет вынуждено пойти на повышение тарифов на все ЖКУ. Очевидно, это произойдет летом -- после отключения отопления «жировки» белорусов не станут заметно легче.

Даже несмотря на то, что 2010 год – это время президентской кампании, и резкое повышение ЖКУ маловероятно, все равно правительству не обойтись без повышения цен на электричество, водо- и газоснабжение, вывоз мусора, техническое обслуживание и, конечно же, подогрев воды.

Прогноз: Расходы средней белорусской семьи на ЖКУ и обслуживание квартиры/дома могут увеличиться до 13-15% ее потребительских расходов. Не исключено, что ежемесячная «жировка» средней белорусской семьи «потяжелеет» на 20 долларов.

При сокращении реальных доходов придется сократить расходы на другие товары и услуги. Скорее всего, это будут расходы на покупку одежды, ремонт жилья и содержание личного транспорта. В 2007-2008 годах, на пике потребительского бума, они резко выросли. В 2010 году следует ожидать затягивания поясов именно по этим направлениям.

Риск 2: Повышение цен на продукты питания

Переход на мировые цены на нефть и повышение экспортных таможенных пошлин сократит возможности правительства субсидировать сельхозпроизводителей, в том чисел в виде дешевых энергоресурсов. Значит, де-факто колхозно-совхозная система под руководством самого архаичного монополиста – Минсельхозпрода – в привычной для себя манере повысит цены на продовольствие на внутреннем рынке.

Аграрное лобби не сможет сделать это с экспортом продовольствия -- там правила игры определяет рынок, а не директивы. Но вот заблокировать для белорусов доступ к дешевому импортному продовольствию получится. Равно как и заставить Совмин повысить внутренние цены на молочные, мясные продукты, крупы, а также фрукты и овощи.

Прогноз: Вполне возможно, что доля расходов на продукты питания обыкновенных белорусов увеличится с 40-42% в 2009 году до 45-48% в 2010 году.

Риск 3: Ухудшение условий кредитования

Беларусь ожидает дальнейшая потеря валютной выручки. Зарабатывать на экспорте нефтяных продуктов будет очень сложно. Это еще больше подкосит банки. Ресурсный голод будет идти в паре с дефицитом качественных бизнес-планов нереформированных предприятий. Банки будут стараться снизить риски высокими процентными ставками по кредитам. Валюты будет еще меньше, так как сами банки и крупный бизнес будут стараться спастись от инфляции переводом ресурсов в евро или доллары.

В контексте намерений Нацбанка резко увеличить скорость печатания рублей банки будут всеми правдами и неправдами повышать процентные ставки, чтобы на шаг-два опережать инфляцию.

Прогноз: Прежде всего пострадает кредитование жилья и автомобилей. Кредиты на долгий срок будут давать только в валюте и под высокие проценты. Из-за проблем с наполнением бюджета сократится возможность выдачи льготных рублевых кредитов. Пострадают и желающие получить потребительские кредиты. Легче будет тем, кто имеет свои сбережения и доходы в валюте.

Риск 4: Рост цен на топливо и на транспорт

Правительство будет закрывать дырку в бюджете, в том числе за счет роста акцизов на топливно-энергетические товары. Высока вероятность роста цен на бензин, солярку, мазут и автомобильные масла. Концерн "Белнефтехим" уже настаивает на повышении внутренних цен на нефтепродукты в связи с убыточностью их реализации на внутреннем рынке и ухудшением условий экспорта нефтепродуктов, который ранее позволял частично компенсировать убытки от внутренних продаж.

Регулярная езда на своем авто будет обходиться значительно дороже. Почти 2 млн. домашних хозяйств, имеющим автомобили, придется думать, какие расходы сокращать, чтобы хватало на обслуживание авто. Не исключено, что именно на автомобилистов будет направлено внимание правительства в плане получения дополнительных доходов бюджета. Могут быть увеличены страховые взносы и стоимость других услуг, которые необходимы владельцам автомобилей.

Прогноз: Не исключено, что около 100 тысяч домашних хозяйств откажутся от регулярных поездок на автомобиле и даже решат продать свое средства передвижение, поскольку оно станет непозволительной роскошью.

Потребителей услуг общественного транспорта также ждет повышение цен на билеты оценочно на 30–40%, особенно если Нацбанк интенсифицирует кредитную экспансию. Ездить по стране станет дороже. Возможности государства будут сужаться до поддержки льготных тарифов на пригородные электрички и для отдельных категория граждан на общественный транспорт.

Риск 5: Обесценивание и потеря вкладов

Рядовые белорусы особенно чувствительны к своим вкладам в белорусских банках. В 2009 году банки сохраняли высокие ставки по депозитам, чтобы не допустить оттока денег. Пока им это удалось, но финансовое состояние банков вызывает серьезные опасения. Зависимость от внешних кредитов и поддержки государства резко увеличилась. Растет разрыв между «длинными» кредитами, которые банки выдают госпредприятиям, и обязательствами сегодня. Нефтяные доллары от экспорта помогали сохранять устойчивость белорусской банковской системы. В 2010 году их будет гораздо меньше.

Высокая инфляция может спугнуть вкладчиков. Потеря даже 10% вкладов может обернуться очень серьезными последствиями для всей финансовой системы страны.

Совмин и Нацбанк будут делать все, чтобы сохранять «номинальное» счастье вкладчиков, но инфляция грозит сократить доходы по вкладам до минимума. Если во второй половине года возникнут трудности с получением внешних кредитов, то власти вбросят в финансовую систему свеженапечатанные рубли. Они-то и будут причиной обесценения вкладов. Если Нацбанк не станет увеличивать количество рублей в обращении, а держать курс на снижение инфляции, то возникнет проблема обслуживания обязательств перед вкладчиками.

Прогноз: Финансовая пирамида, которая выстраивается белорусскими банками при помощи высоких процентов по рублевым и валютным вкладам, в 2010 году станет еще более шаткой. Впрочем, вышеописанные риски можно будет ненадолго нейтрализовать, если Китай, Иран или Венесуэла расщедрятся на очередные 6–8млрд. долларов выгодных кредитов.



Ярослав РОМАНЧУК


Интернет-газета "Завтра твоей страны", 21 января 2010 года


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 823
  судья 228
  юрист 1032
  банкрот 464
  кредитор 637
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio