Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
  Услуги компании АРС ГРУПП - Юридическим лицам / Индивидуальным предпринимателям / Кредиторам / Антикризисным управляющим / Наша работа / Контакты /
 Главная О проекте Рейтинг управляющих Законодательство Опыт и анализ Вопрос-ответ 
  Врагу не сдается наш гордый "Варяг"
Основной показатель, который обобщает экономическое положение страны, - ВВП. Белстат сообщает о падении ВВП за январь - ноябрь 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,4%.
 
Это значительно меньшее падение ВВП, чем в России и Украине. Однако реальная ситуация несколько иная.


Динамика ВВП? Это как посчитать.

В странах с рыночной экономикой для приведения ВВП текущего года к сопоставимому виду со значением данного показателя в базовом году используются два индекса: либо дефлятор ВВП, либо индекс потребительских цен (ИПЦ).

Числовые значения этих показателей всегда примерно одинаковы. Бывают случаи, когда значения указанных индексов несколько расходятся (так было, например, в США во время нефтяных кризисов, когда цены на нефтепродукты в стране быстро и значительно повышались). Был ценовой шок на импортные потребительские товары и в Беларуси (девальвация в начале года). Этот шок мог бы вызвать рост потребительских цен в большей степени, чем рост цен на другие группы товаров и услуг (например, рост цен на тарифы грузовых перевозок, на товары производственного назначения).

Если бы так произошло, то значение дефлятора отличалось бы от значения индекса потребительских цен в сторону уменьшения.

Однако статистические данные за девять месяцев 2009 г. показывают, что значения ценовых индексов практически на все группы товаров не ниже, чем ИПЦ. (Напомним, что ИПЦ рассчитывается только для потребительских товаров и услуг, включая цены на импортные товары, а дефлятор - для всех производимых в стране товаров и услуг.)

Отсюда следует, что значение дефлятора ВВП должно быть не ниже, чем значение ИПЦ.

Госкомстат дает значение ИПЦ, равное 113,9%, а значение дефлятора - 106,9%. Если для приведения ВВП к сопоставимому виду использовать дефлятор, то снижение ВВП составит упомянутые 0,4%. Если считать в соответствии с ИПЦ - падение ВВП составит 6,5%.

Из сказанного выше следует, что использование ИПЦ более точно отражает реальную ситуацию в экономике, чем использование заниженного дефлятора. Госкомстат сам использует ИПЦ, когда приводит к сопоставимому виду доходы консолидированного бюджета страны. Реальные доходы бюджета за январь - сентябрь снизились, кстати, на 18,1%.

Показатель ВВП для Беларуси не отражает реальный доход страны. Из ВВП следует еще вычесть сальдо инвестиционных доходов, то есть разницу между дивидендами, процентами на инвестиции, предоставленные кредиты и т. д., которые белорусские резиденты заработают за рубежом, и инвестиционными доходами, которые резиденты других стран заработали на свой капитал в Беларуси.

Эта разница складывается не в пользу Беларуси и очень быстро нарастает (см. строку 2 в таблице 1). Например, за 2008 год нерезидентам начислено инвестиционных доходов 1,17 млрд. USD (вот она, уже чувствительная цена иностранных инвестиций и займов). После вычитания этого сальдо из ВВП мы получим валовой национальный продукт (ВНП), который белорусы могут потребить. И который меньше ВВП на 2,6%.

С учетом данной поправки можно считать, что созданный в стране и доступный белорусам доход снизился почти на 8%.


Жизнь взаймы продолжается.

А теперь отметим весьма важную особенность белорусской экономики: быстрое нарастание доли отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса в ВВП страны.

Это сальдо показывает, насколько страна потребляет ВВП больше, чем создает, то есть насколько страна потребляет взаймы, поскольку отрицательное сальдо покрывается внешними заимствованиями и прямыми иностранными инвестициями.

Обратите внимание (см. строку 7 в таблице 1), как быстро нарастает эта доля в последние годы. Вот эта нарастающая зависимость от долговой иглы и обеспечила некоторый прирост реальных денежных доходов населения (на 2,8%), если верить Госкомстату, и сдержала значительный спад объемов производства в январе - сентябре 2009 г.

В отчетном году продолжилось субсидирование белорусской экономики со стороны России, хотя и в меньшем объеме.

Как следует из данных таблицы 2, при средних ценах импорта нефти и нефтепродуктов из России 420 USD/т (январь - сентябрь 2009 г.) Беларусь должна была бы заплатить России за потребленную внутри страны нефть (5,74 млн. т) 2,4 млрд. USD. Но в результате экспортно-импортных операций собственное потребление обошлось стране почти на 2 млрд. USD меньше (в годовом исчислении субсидии по этому пункту России составят 2,6-2,7 млрд. USD, то есть столько же, сколько и кредиты МВФ).

Поддержка экономике в 2009 году была оказана не только внешними заимствованиями и субсидиями, но и некоторым проеданием собственных активов: золотовалютные резервы за январь - сентябрь уменьшились на 0,73 млрд. USD.

Но и в условиях значительной внешней поддержки выручка от реализации по всем предприятиям и организациям сократилась в реальном выражении примерно на 15%, а прибыль - почти наполовину.

Привлеченные внешние ресурсы направлялись в основном на текущее потребление, то есть проедались. Инвестиции в основные производственные фонды за счет ПИИ и внешних кредитов составляют в 2009 году всего лишь 2-3% от всех инвестиций в эти фонды.


Антикризисные стратегии были неудачными.

Значительное ухудшение экономической ситуации было обусловлено неудачной стратегией правительства на достижение установленных еще до глобального кризиса директивных показателей экономического роста. Об этом уже немало сказано в независимой прессе, и мы не будем на этом останавливаться.

Второй просчет - ограничение импорта и стимулирование экспорта любой ценой.

Потребительский импорт в общем объеме импорта составляет небольшую долю (примерно 1/7 часть) и его сокращение мало что дает белорусской экономике. Для потребителя это означает повышение цен на товары отечественного производства, для частных фирм - усиление диктата чиновников, для государственных предприятий - им уже все равно, сколько над ними воды. Но, главное, нельзя говорить о либерализации экономики, не подразумевая либерализацию внешней торговли.

Что же касается импорта промежуточных товаров, то это противоречит всем тенденциям развития специализации и кооперации производства, которые привели в последние десятилетия к росту качества и снижения стоимости товаров.

Политика импортозамещения в общем-то была успешной. В 2009 году физические объемы экспорта и импорта снизились в одинаковой степени (на 15-16%), в стоимостном выражении - на 43,3 и 34% соответственно. В прошлом году за девять месяцев физический объем экспорта увеличился на 4,9%, импорта - на 18,2%.

Но в то же время рухнула конкурентоспособность белорусских товаров: в январе - сентябре 2009 г. средние цены белорусского экспорта снизились на 32,5%, а цены импорта - на 22,5%.

Год назад динамика цен была обратной (в 2008 году цены экспорта по отношению к 2007 году выросли на 48,8%, импорта - на 31,2%). Такой радикальный перелом в условиях внешней торговли не в пользу Беларуси не объясняется изменениями в ценах на энергоносители (цены импорта и экспорта нефтепродуктов изменились практически одинаково, а повышение цен на газ увеличило средние цены импорта, по нашей оценке, примерно на 2%).

Отсюда следует, что в 2009 году рост отрицательного сальдо внешней торговли вызван не столько ростом физических объемов импорта или изменением цен на энергоносители, сколько потерей конкурентоспособности белорусских товаров. Стоимостный объем экспорта снизился в большей степени, чем объем импорта (на 43,3 и 34% соответственно).

В период кризиса, когда спрос и цены на мировом рынке снижаются, выживают лишь наиболее эффективные производители. Многие (если не большинство) белорусские предприятия обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства таковыми не являются. А потому их экспорт хоть и дает приток валюты сегодня, вызовет еще больший ее отток завтра. Директивное стимулирование экспорта ускоряет описанный процесс.

Вот уже классический пример негативного влияния экспорта на экономику.

На фоне падения объемов экспорта всех товаров бросается в глаза значительный рост экспорта мясо-молочных продуктов (127-137% в физических объемах) в основном в Россию. При этом цены нашего экспорта таких товаров, как правило, ниже себестоимости их производства в Беларуси.  Например, средние цены экспорта в Россию сливочного масла (рост экспорта на 165%!) равнялись в 2009 году примерно 2,5 USD/кг при себестоимости не менее 5 USD. И это с учетом того, что закупочные цены на продукты животноводства ниже тех, которые необходимы хотя бы для простого воспроизводства в сельском хозяйстве, что ряд затрат не попадает в калькуляцию себестоимости этой продукции.

Но и при этих закупочных ценах на сырье пищевая промышленность, которая произвела и экспортировала мясо-молочные продукты, фактически обанкротилась (реализация в этой отрасли была убыточной - минусовая рентабельность 1,2%). Да и само сельское хозяйство - тоже фактически банкрот (рентабельность реализованной продукции сельского хозяйства за январь - сентябрь 2009 г. составила 3,3%, что ниже уровня критической рентабельности).

Чтобы банкротство АПК не стало очевидным, в бюджете на 2010 год предусматриваются значительные ассигнования на его поддержку - 4,9 трлн. BYR, что в 6 раз больше, чем бюджетная поддержка промышленности, строительства, транспорта и других секторов экономики вместе взятых!

Можно полагать, что требование разгрузить склады тоже содействовало снижению эффективности белорусского экспорта и по другим товарам.

Еще один стратегический просчет правительства - выбор строительства, прежде всего жилищного, как локомотива развития экономики.

Но непроизводственное строительство - это безвозвратное закапывание валютных ресурсов. Это только кажется, что строительство требует мало импортных ресурсов. Например, полные затраты нефтепродуктов (на производство цемента, кирпича, железобетона, металла и т. д.) превышают прямые расходы отрасли в 18 раз. Всего затраты энергоресурсов в материальных затратах всей экономики на строительство составляют 46% (по данным межотраслевого баланса за 2007 г., всего лишь двумя годами ранее - в 2005 г. - эти затраты составляли 29%!).

На жилищные субсидии населению в 2010 году из бюджета выделяется более 3 трлн. BYR. В другое время такую поддержку можно было бы приветствовать. Но сейчас субсидии на строительство жилья и неэффективному АПК отнимают и без того скудные ресурсы бюджета от модернизации устаревшей производственной базы других отраслей, что усугубит экономическое положение страны в ближайшие годы.


Общие признаки и специфические симптомы.

В целом ошибочна вся стратегия оживления белорусской экономики кейнсианскими рецептами стимулирования спроса (в том числе стимулирования приплатами из белорусского бюджета российских потребителей белорусской техники).

Эти рецепты за рубежом помогают, потому что там экономика рыночная, в которой бывают различные типы кризисов, механизмы которых изучены учеными. В Беларуси экономика командная, около 70% ВВП создается госсектором, даже частным предприятиям доводится план роста объемов производства.

Здесь рыночный сектор представляет собой лишь малозначащий уклад, не определяющий экономическую модель в целом.

В Беларуси, как и в бывшем СССР, может быть только один тип кризиса: системный. Конец его тоже один: крах экономической модели и ее трансформация либо в настоящую (либеральную) рыночную, либо в какое-то подобие Северной Кореи.

Что же касается стратегии на либерализацию экономики, то автор этих строк ее поддерживает, если ее понимать, конечно, не как сегодняшнюю дебюрократизацию, а как переход к рыночной экономике.

Реальная либерализация несовместима ни с продолжающимся установлением "прогнозных" показателей экономике, которые разверстываются до предприятий как директивные, ни с глубоко эшелонированной обороной от свободных цен (в первую очередь под маской борьбы с монополистами, тем более что в общем с Россией таможенном пространстве практически ни одно предприятие, за исключением естественных монополий, не может быть монополистом даже в каком-либо райцентре), ни с ограничением импорта, ни с тарифной сеткой формирования зарплат и т. д.

Главное в рыночной экономике - отход государства от диктата что производить, по каким ценам, для кого и у кого покупать сырье.

Конечно, есть "провалы" рынка, и об этом пишут в учебниках по "Микроэкономике" (так же, как и "провалах" государства). Но есть какая-то мера, которая отделяет человека кучерявого от человека лысого. Точно так же есть мера экономической свободы, которая отделяет командную экономику от экономики рыночной.

В Беларуси до рыночной экономики еще очень далеко.


И откуда берется оптимизм?

В середине декабря на совещании у президента по вопросам социально-экономического развития страны Петр Прокопович высказал уверенность в достижении высоких прогнозных показателей, установленных президентом на 2010 год: "В 1995 году условия были гораздо труднее, и, не имея ни опыта, ни знаний, удалось обеспечить рост ВВП на уровне 7-8%".

Однако с П. Прокоповичем трудно согласиться.

Во-первых, тогда доставшееся от СССР богатое наследство в форме еще недавно построенных сотен предприятий не было так изношено. С тех пор предприятия с более высокими технологиями почти все деградировали (производство станков с ЧПУ, подшипников, интегральных схем, компьютеров, телевизоров и т. д.). Проиграли соревнование с развивающимися странами в легкой промышленности и других среднетехнологичных отраслях. Накопился износ активной части фондов, который составляет около 70% в машиностроении, легкой промышленности и ряде других отраслей.

О каком выходе из кризиса можно говорить, имея такую отсталую от мирового уровня промышленность? Не говоря уже о допотопных методах управления экономикой, которые сложились в последнее десятилетие.

Остается еще что-то вокруг добычи и переработки сырья. Но этого слишком мало. (Есть исключения из правил, но они погоду не делают.)

Во-вторых, в то время еще оставались какие-то кооперационные связи с российскими предприятиями, сохранялась частичная взаимодополняемость наших хозяйств. Рост российской экономики в конце 90-х годов, как локомотив, потянул и белорусскую экономику.

Сейчас уже можно говорить о взаимной конкуренции наших экономик. И до кризиса с каждым годом все меньше белорусских товаров могло быть продано на российском рынке с прибылью.

Роль локомотива во второй раз российская экономика уже не сыграет. Доля иностранных инвестиций в России в общем объеме инвестиций в 5-10 раз выше. Это значит, что через 3-4 года на российском рынке будут неконкурентны не только телевизоры или холодильники, как сейчас, но и грузовики, сельхозтехника и все остальное.

В-третьих, несовершенства Таможенного союза позволяли белорусам зарабатывать на этом.

По оценке Андрея Илларионова, в 1995-1997 гг. доходы Беларуси от присвоенной российской части пошлин, контрабанды (вспомним "дело Эсамбаева", например) и т. д. составляли в год 1,5-2 млрд. USD, а это по тем временам - 9-12% белорусского ВВП. Позже были доходы от российской нефти и т. д.

Но, похоже, в следующем году Россия продолжит начатую с конца 2006 года политику сокращения российских дотаций белорусской экономике. Обещаемое введение пошлин на нефть, которая поступает в страну сверх собственных потребностей белорусов, сократит российские субсидии примерно на 3 млрд. USD (это равно сумме кредитов, которые предоставил МВФ в 2009 году).

Указанные факторы поддержки нашей экономики в прошлом сегодня работать не будут.

С 2006 года экономика все больше поддерживается кредитами и ПИИ (см. таблицу 3). Поступления от приватизации, как правило, включаются в ПИИ. Но почти половина внешнего долга в размере 20 млрд. USD - это краткосрочный долг (см. таблицу 4).

Это значит, что, по крайней мере, около 7 млрд. USD долга предстоит погасить в 2010 году. Да еще около миллиарда уйдет на его обслуживание (мы имеем в виду весь валовой долг страны). Кроме того, надо затыкать дефицит внешней торговли, поддерживать на плаву многих банкротов, поддерживать уровень зарплат, которые сегодня превышают возможности экономики, и т. д.

Похоже, что в 2010 году будет не до средней зарплаты в размере 500 USD.



Таблица 1. Некоторые результаты внешнеэкономических отношений (млрд. USD)

Таблица 2. Показатели торговли нефтью и нефтепродуктами

Таблица 3. Чистое привлечение валовых инвестиций (млрд. USD)

Таблица 4. Внешний долг (млрд. USD)



Леонид ЗЛОТНИКОВ


Еженедельник "Белорусы и рынок", №51 от 28.12.2009


 
поиск по сайту
 
  Альянс АРС Групп:
 
 
Ликвидация предприятия
 
антикризисное управление
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
Ликвидация предприятия
 
реклама
 
 
  распродажа
распродажа имущества предприятий-банкротов
  оргтехника
  оборудование
  автотранспорт
  мебель
  строительные материалы
  недвижимость
  тара и упаковочные материалы
  автозапчасти
  с/х техника
  аудио-видео аппаратура
  галантерея
  одежда
  разное
  продукты питания
  бытовая химия
  посуда
  пиломатериалы
  ткани и материалы
  ювелирные изделия
  металлопрокат
  инструменты
  парфюмерия
  канцтовары
  бытовая техника
  сантехника
Архив объявлений о торгах
  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 781
  судья 225
  юрист 993
  банкрот 429
  кредитор 585
  статистика
каталоги
 
  Яндекс цитирования
 
  Каталог TUT.BY
 
 
  Rating All.BY
 
  Каталог+поисковая система
  META - Украина. Украинская поисковая система
  Наши партнеры:
 
 
ЗАО Белреализация
© BANKROT.BY / Банкротство в Республике Беларусь
© ОО ПП "АРС ГРУПП" / Банкротство / Ликвидация предприятий / Антикризисное управление / Санация предприятий /
Наш адрес: ул. Лынькова, д. 27; телефон: +375 17 363-02-37
Design by Normality studio