Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
  Услуги компании АРС ГРУПП - Юридическим лицам / Индивидуальным предпринимателям / Кредиторам / Антикризисным управляющим / Наша работа / Контакты /
 Главная О проекте Рейтинг управляющих Законодательство Опыт и анализ Вопрос-ответ 
  Субсидиарную ответственность к главному бухгалтеру не применили
В последнее время в практике хозяйственных судов Республики Беларусь все большее распространение получают дела о привлечении учредителей (участников) и руководителей юридических, лиц к субсидиарной ответственности в случае финансовой несостоятельности (банкротства) основного должника, как это предусмотрено подпунктом 1.35 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 (в редакции от 27 августа 2004 года, с изменениями от 13 июня 2008 года) "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее - Указ № 508).
 
Кроме учредителей (участников) и руководителей юридических лиц, Указ № 508 допускает привлечение к субсидиарной ответственности иных лиц, имеющих право давать обязательные для этого юридическою лица указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия. Однако привлечение к субсидиарной ответственности лиц данной категории обусловлено необходимостью установления ряда обстоятельств, которые определены пунктом 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 года № 11 "О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности" (далее - постановление Пленума № 11).

С оценкой правомерности применения к главному бухгалтеру субсидиарной ответственности столкнулся хозяйственный суд Гродненской области при рассмотрении дела по иску налогового органа к главному бухгалтеру Е. о взыскании 920 миллионов рублей в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности по обязательствам ТЧУП "С".


Фабула дела

Торговое частное унитарное предприятие "С" зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета 1 октября 2002 года.

Приказом директора главным бухгалтером предприятия с 26 ноября 2002 года назначена Е., которая проработала в данной должности по 19 июня 2007 года.

Налоговым органом была проведена комплексная выездная проверка и проверка финансово-хозяйственной и иной деятельности ЧУП "С" за период с 1 октября 2002 года по 31 августа 2006 года.

По результатам проверки был составлен акт от 25 октября 2006 года (с дополнениями и изменениями), а также вынесено решение от 5 января 2007 года.

Согласно указанному решению с ЧТУП "С" подлежало взысканию в доход бюджета 566,9 миллиона рублей налогов, 96,9 миллиона рублей пени и 113,2 миллиона рублей экономических санкций.

В ходе проверки были установлены нарушения статей 1,2, пункта 11 статьи 7 Закона Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" от 19 декабря 1991 года № 1319-XII, пункта 44 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2005 года № 16 (далее - Инструкция). Данные нарушения выразились в том, что предприятием не было произведено исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость при приобретении товара (сахарного сиропа) на общую сумму 732 344 долларов США у иностранной организации ООО "И" (Российская Федерация), не состоящей на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

В акте проверки отмечено, что указанные нарушения допущены в результате действия (бездействия) главного бухгалтера Е., которая в нарушение статьи 7 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее - Закон о бухучете) не обеспечила правильное исчисление налогов, сборов (платежей), что привело к неуплате налогов, сборов на сумму 566,9 миллиона рублей.

По состоянию на 9 июля 2008 года ЧУП "С" имело задолженность перед бюджетом в сумме 920 миллионов рублей. В ходе рассмотрения дела о банкротстве ЧУП "С" налоговым органом были предъявлены требования кредитора к предприятию на сумму 920 миллионов рублей. Указанные требования включены в реестр требований кредиторов.

Решением хозяйственного суда от 22 ноября 2007 года ЧУП "С" признано банкротом с ликвидацией должника. Определением хозяйственного суда or 19 мая 2008 года ликвидационное производство в отношении должника завершено. Налоговый орган просил взыскать с главного бухгалтера Е. 920 миллионов рублей задолженности ЧУП "С" перед бюджетом в порядке возложения субсидиарной ответственности.


Позиция истца

Главный бухгалтер ТЧУП "С" Е. в силу статьи 7 Закона о бухучете обладала правом давать обязательные для юридического лица указания и имела возможность иным образом определять его действия.

Ответчик в силу возложенных на него законодательством полномочий как на главного бухгалтера предприятия обязана была соблюдать требования налогового законодательства.

Приняв к вычету входной НДС от сделки с нерезидентом Республики Беларусь (ООО "И"), включив ею в книгу покупок ТЧУП "С" на основании транспортных накладных и первичных учетных документов неустановленного в Республике Беларусь образца, главный бухгалтер нарушила пункт 32 Инструкции. Данное нарушение повлекло доначисление налогов и сборов, пени, экономических санкций по акту проверки от 5 января 2007 года ТЧУП "С" на общую сумму 777,0 миллиона рублей, что привело к банкротству субъекта хозяйствования.


Позиция ответчика

Ответчик согласно письменному отзыву на иск и дополнению к нему предъявленное требование не признала, указав на отсутствие причинной связи между выявленными нарушениями налогового законодательства и банкротством предприятия, а так же на отсутствие факта привлечения ее к ответственности за нарушение ведения бухгалтерского учета. По мнению Е., она не могла влиять на результаты финансовой деятельности предприятия, поскольку не являлась ни руководителем, ни учредителем предприятия. Главный бухгалтер отражает только суть хозяйственной операции, не планирует и не совершает сделки, вследствие чего не может отвечать за ее результаты.


Решение суда

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, исследовав материалы истребованного судом дела о банкротстве ТЧУП "С", хозяйственный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1.35 пункта 1 Указа № 508, если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества должника возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам последнего.

Пунктом 9 постановления Пленума № 11 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, в том числе руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), часть первая подпункта 1.35 пункта 1 Указа № 508), хозяйственным судам следует учитывать, что привлечение указанных лиц к субсидиарной ответственности обусловлено необходимостью установления следующих обстоятельств:

      - наличия у ответчика права давать обязательные для юридического лица (истца) указания либо возможности иным образом определять его действия;

      - совершения соответствующим лицом действий (бездействия), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использование своих возможностей иным образом определять его действия;

      - наличия причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического липа и последствиями в виде признания должника банкротом;

      - недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредитора.

В силу подпунктов 1, 2 статьи 49 ГК юридическое лицо приобретает права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами.

В предусмотренных законодательными актами случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих, участников. В соответствии со статьей 5 устава ТЧУП "С" к органам управления предприятия относится учредитель и директор предприятия. Директор предприятия самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия, за исключением отнесенных уставом предприятия к компетенции учредителя предприятия. Е., как главный бухгалтер предприятия, не входит в круг органов управления предприятия.

Согласно части шестой статьи 7 Закона о бухучете главный бухгалтер, обеспечивающий постановку и ведение бухгалтерского учета, формирование учетной политики организации, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечивающий контроль за движением имущества и подчиняющийся руководителю организации, полномочиями последнего по распоряжению имуществом (совершению сделок) организации не наделен.

Из содержания акта комплексной выездной налоговой проверки и проверки финансово-хозяйственной и иной деятельности ТЧУП "С" следует, что постановка и организация бухгалтерского учета ЧУП "С" обеспечивает возможность проведения проверки достоверности данных о полученных доходах, произведенных расходах и отраженных результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Материалами проверки подтверждается, что задолженность перед бюджетом возникла в связи с совершением сделки ТЧУП "С" с субъектом хозяйствования Российской Федерации и представлением главному бухгалтеру первичных бухгалтерских документов. Эти документы были приняты главным бухгалтером к учету и послужили основанием для производства вычетов налога на добавленную стоимость. Недействительность документов первичного учета установлена в результате проведения налоговым органом дополнительных проверок.

Вместе с тем доказательств того, что главный бухгалтер был причастен к совершению данной сделки, имел информацию об обстоятельствах совершения сделки и недействительности первичных документов бухгалтерского учета, суду не представлено.

В материалах дела о банкротстве отсутствуют также доказательства привлечения виновных должностных лиц к уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов в бюджет.

Как указано выше, возможность привлечения к субсидиарной ответственности предусматривается законодательством лишь в том случае, если действия (бездействия) ответчика, свидетельствующие об использовании им своего права давать обязательные для предприятия указания или иным образом определять его действия, послужили причиной возникновения указанной задолженности.

В соответствии со статей 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Истцом не представлены надлежащие и достаточные доказательства причинно-следственной связи между действиями ответчика и банкротством должника, доказательства того, что именно действия (бездействие) ответчика, как должностного лица, наделенного правом определять действия должника, послужили причиной банкротства ЧТУП "С". Не представлены также доказательства привлечения виновных должностных лиц к уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов в бюджет.
Из материалов дела не усматривается обстоятельств, указывающих на умышленное нарушение ответчиком налогового законодательства. Из данного в ходе проверки письменного объяснения Е. следует, что основанием для принятия к вычету входного НДС от ОО "И" явилась счет-фактура по НДС Российской Федерации, акты сверок с нерезидентом. Иные сведения в указанном объяснении не содержатся. Отсутствие регистров налогового учета также не является основанием для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности, поскольку законодательством предусмотрена иная форма ответственности за данное нарушение.

Суд пришел к выводу о том, что заявленное требование удовлетворению не подлежит в связи с его необоснованностью. Решением хозяйственного суда Гродненской области от 6 мая 2009 года в удовлетворении исковых требований налоговому органу отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 4 июня 2009 года решение хозяйственного суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогового органа без удовлетворения.


Компетентное мнение

Привлечение к субсидиарной ответственности главного бухгалтера возможно.

Представляется, что привлечение к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 52 ГК и подпунктом 1.35 пункта 1 Указа № 508, с учетом положений пункта 9 постановления Пленума № 11, должно осуществляться судами исходя из конкретных обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.

Одной из особенностей рассмотрения данного дела явилось то, что в акте проверки должностным липом налоговой инспекции сделан вывод о вине главного бухгалтера в нарушении налогового законодательства, но не дана оценка действиям тех лиц, которые совершали сделку, либо уполномочили других лиц на совершение сделки, повлекшей доначисление налогов и неналоговых платежей.

В частности, истец не оценивал роль руководителя предприятия и причастность учредителя к совершению сделки, отражение которой в бухгалтерском учете было сделано на основании представленных главному бухгалтеру документов.

Главный бухгалтер действительно в силу статьи 7 Закона о бухучете может давать обязательные указания относительно совершения действий по отражению в бухгалтерском учете тех или иных хозяйственных операций, но он не может самостоятельно (в отсутствие специальных полномочий) определять действия, связанные с руководством предприятием или совершением сделок.

Судебные инстанции оценивали в совокупности все обстоятельства на предмет доказанности вины главного бухгалтера в совершении сделки, следствием которой было оформление первичных бухгалтерских документов, принятых к учету главным бухгалтером (в отсутствие явных признаков недействительности этих документов). А это, в свою очередь, повлияло на оценку наличия причинно-следственных связей между действиями главного бухгалтера по отражению совершенной сделки (хозяйственной операции) и банкротством субъекта хозяйствования.

Вместе с тем, если бы в результате рассмотрения дела или расследования по уголовному делу была установлена причастность главного бухгалтера к совершению сделки, отражение которой в бухгалтерском учете повлекло доначисление налогов и неналоговых платежей и банкротство предприятия, это могло быть признано основанием для привлечения к субсидиарной ответственности.



Ю.П. БАКЛАЖЕЦ,
стажер судьи хозяйственного cyда Гродненской области

Рецензент
С.П. Турмович, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь



"Вестник ВХС РБ", №19/2009, октябрь 2009 г.


 
поиск по сайту
 
  Альянс АРС Групп:
 
 
Ликвидация предприятия
 
антикризисное управление
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
Ликвидация предприятия
 
реклама
 
 
  распродажа
распродажа имущества предприятий-банкротов
  оргтехника
  оборудование
  автотранспорт
  мебель
  строительные материалы
  недвижимость
  тара и упаковочные материалы
  автозапчасти
  с/х техника
  аудио-видео аппаратура
  галантерея
  одежда
  разное
  продукты питания
  бытовая химия
  посуда
  пиломатериалы
  ткани и материалы
  ювелирные изделия
  металлопрокат
  инструменты
  парфюмерия
  канцтовары
  бытовая техника
  сантехника
Архив объявлений о торгах
  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 780
  судья 225
  юрист 991
  банкрот 428
  кредитор 584
  статистика
каталоги
 
  Яндекс цитирования
 
  Каталог TUT.BY
 
 
  Rating All.BY
 
  Каталог+поисковая система
  META - Украина. Украинская поисковая система
  Наши партнеры:
 
 
ЗАО Белреализация
© BANKROT.BY / Банкротство в Республике Беларусь
© ОО ПП "АРС ГРУПП" / Банкротство / Ликвидация предприятий / Антикризисное управление / Санация предприятий /
Наш адрес: ул. Лынькова, д. 27; телефон: +375 17 363-02-37
Design by Normality studio