Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Разъяснение Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 9 марта 2006 года № 03-29/480
Вопрос 1. Каким республиканским органом государственного управления или иным компетентным государственным органом контролируется законная деятельность ликвидационной комиссии по расчетам с кредиторами по исполнительным документам судов в ликвидационном производстве, а именно: достоверность и полнота отражения всех хозяйственных операций в ликвидационном балансе? Вопрос 2. Каков механизм привлечения ликвидационной комиссии к субсидиарной ответственности за нарушения законодательства Республики Беларусь? Вопрос 3. Является ли кредитор (основание исполнительный лист) плательщиком государственной пошлины при подаче заявления кредитора об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и привлечения ликвидационной комиссии к солидарной субсидиарной ответственности?
  Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь не вправе комментировать вопросы, которые могут стать либо являются предметом конкретного судебного разбирательства. Вместе с тем в пределах своей компетенции может изложить свое мнение по поставленным вопросам.
Ответ на первый вопрос. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 года № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» (далее - постановление) с момента создания ликвидационной комиссии по ликвидации юридического лица полномочия по управлению делами такого юридического лица переходят к ликвидационной комиссии, подотчетной и подконтрольной хозяйственному суду, которым она назначена.
    Исходя из содержания приведенной нормы следует, что в случае назначения хозяйственным судом ликвидационной комиссии деятельность последней подконтрольна назначившему ее хозяйственному суду. Кроме того, правилами подпункта 10.12 пункта 10 постановления предусмотрена обязанность комиссии предоставлять необходимую информацию об имуществе юридического лица и о ходе его ликвидации не только хозяйственному суду, но и, в частности, кредиторам ликвидируемого юридического лица.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что при наличии соответствующих оснований для принятия решения о ликвидации юридического лица, в частности, учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами, либо регистрирующим органом, и, как следствие, необходимости назначения ликвидационной комиссии, деятельность комиссии должна быть подконтрольна лицам ее назначившим (создавшим).
    При этом необходимо отметить положения статьи 59 ГК, согласно которым после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
    Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
    Обычно, одним из последующих действий со стороны ликвидационной комиссии является проведение собрания кредиторов или их полномочных представителей для согласования с последними плана ликвидации ликвидируемого юридического лица.
    В случае одобрения собранием кредиторов плана ликвидации ликвидируемого юридического лица, ликвидационная комиссия должна представить этот план учредителям (участникам) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица для его утверждения.
    Как правило, план ликвидации должен отражать полную и объективную картину финансового состояния юридического лица; условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов; учет интересов собственников, участников и трудового коллектива юридического лица; перечень имущества, подлежащего распродаже и предложения по его поэтапной распродаже; способ, место и время распродажи имущества; условия оплаты судебных расходов, оплаты труда членов ликвидационной комиссии, привлеченных к работе работников и других лиц.
    План ликвидации юридического лица должен содержать также условия, порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов, поданных после истечения установленного для заявления требований срока, но признанных ликвидационной комиссией.
    Таким образом, при ликвидации должника — юридического лица по правилам ГК и Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года №11, дополнительный контроль за деятельностью ликвидационной комиссии относительно достоверности и полноты отражения финансового состояния юридического лица, условий, порядка, очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, может осуществляться, в частности, собранием кредиторов при одобрении плана ликвидации ликвидируемого юридического лица.
Ответ на второй вопрос. Необходимо отметить, что субсидиарная ответственность членов ликвидационной комиссии, которые не выполнили своей обязанности по подаче заявления должника, наступает в порядке и на основаниях, предусмотренных ГК и другими законодательными актами.
    Так, согласно пункту 1 статьи 370 ГК до предъявления требования к лицу, которое в соответствии с законодательством или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарная ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
    В случае, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
    Привлечение к субсидиарной ответственности в процедуре экономической несостоятельности (банкротстве) регламентировано подпунктом 1.35 подпункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», а также частью четвертой статьи 8 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Ответ на третий вопрос. В соответствии с подпунктом 3.8 пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003 года № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате» (далее — постановление № 402) с заявлений о признании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей экономически несостоятельными (банкротами), подаваемых кредиторами в хозяйственный суд, взимается государственная пошлина в размере 10 базовых величин.
    Правила определения ставки государственной пошлины при подаче в хозяйственный суд искового заявления имущественного характера приведены в подпункте 3.1 пункта 3 постановления № 402.

 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 832
  судья 231
  юрист 1040
  банкрот 472
  кредитор 655
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio