Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  ПРИМЕНЯЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
Вопрос 1. Должны ли применяться нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь относительно возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины) в случае внесения денежных средств на транзитные счета налоговых органов при получении контрольных марок и ввозе на территорию республики автомобильного бензина и дизельного топлива с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, предприятием, в отношении которого возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), или же в таких ситуациях применяются нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 4 октября 2002 года № 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь»? Вопрос 2. В случае наличия у должника, в отношении которого возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), одновременно переплат по налогам, сборам (пошлинам) и иным обязательным платежам в бюджет и задолженности по налогам, должны применяться нормы Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» о недопустимости зачета взаимных требований должника и кредиторов, не предусмотренных планом санации, или же должны применяться нормы Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, регламентирующих право налогового органа самостоятельно осуществить зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины)? УП«ДжиЭс плюс», г. Минск
  Ответ 1. Статьей 60 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — Налоговый кодекс) регулируются отношения, связанные с зачетом, возвратом излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени.
    Одним из признаков налогов, сборов (пошлин), установленных законодательством Республики Беларусь, является их поступление в республиканский и (или) местный бюджет.
  Согласно нормам подпункта 1.1.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 4 октября 2002 года № 25 «О дополнительных мерах по борьбе с незаконным обращением автомобильного бензина и дизельного топлива в Республике Беларусь» (далее — Декрет) суммы денежных средств, внесенные в соответствии с подпунктом 1.1.1 Декрета на транзитные счета налоговых органов, зачитываются при уплате установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет.
    Из содержания норм Налогового кодекса и подпункта 1.1.2 Декрета следует, что указанные в данном подпункте суммы денежных средств, вносимые на транзитные счета налоговых органов, не относятся к категории налогов, сборов (пошлин).
    Положением о размере денежных средств, подлежащих внесению на транзитные счета налоговых органов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ввозе ими на территорию Республики Беларусь автомобильного бензина и дизельного топлива с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, порядке их внесения и зачета при уплате установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2 декабря 2002 года № 99 (далее - Положение № 99), утвержден порядок расчета размера, внесения и зачета внесенных денежных средств на транзитные счета налоговых органов за ввозимые автомобильный бензин и дизельное топливо.
  Вопрос о возврате денежных средств, внесенных на транзитные счета налоговых органов, Положением № 99 не урегулирован.
Нормами подпункта 1.1.2 Декрета предусмотрена лишь возможность произвести зачет при уплате установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет. Кроме того, считаем, что возврат названных денежных средств не является предметом правого регулирования статьи 60 Налогового кодекса.
    Наряду с этим на основании Декрета и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2002 года № 1621 «О мерах по реализации Декрета Республики Беларусь от 4 октября 2002 года № 25» разработано Положение о порядке приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями контрольных знаков, предназначенных для маркировки сопроводительных документов, оформленных в соответствии с законодательством на автомобильный бензин и дизельное топливо, ввозимые в Республику Беларусь с территории государств, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, их гашения и маркировки ими сопроводительных документов, утвержденное постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 3 декабря 2002 года № 100/157/260 (далее - Положение).
  Пунктом 25 Положения прямо устанавливается, что при возврате контрольных знаков денежные средства, внесенные в счет оплаты стоимости этих знаков, не возвращаются.
Поскольку сроки, в течение которых может быть подано заявление о зачете внесенных на транзитные счета налоговых органов денежных средств за ввозимые автомобильный бензин и дизельное топливо в счет уплаты установленных законодательством налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет, не определены, подача заявления и такой зачет может быть произведен в счет платежей, которые возникнут в процессе конкурсного производства в будущем периоде.
  Кроме того, вы вправе защитить свои интересы в судебном порядке.
Ответ 2. В соответствии с абзацем семнадцатым статьи 90 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) с момента открытия конкурсного производства исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.
  Статьей 94 Закона установлено, что в период с момента открытия конкурсного производства до момента прекращения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве или завершения ликвидационного производства не допускается зачет взаимных требований должника и кредиторов, не предусмотренный планом санации, утвержденным в соответствии с настоящим Законом.
    Таким образом, полагаем, что зачет взаимных требований должника и кредиторов возможен, в частности, если такой зачет предусмотрен планом санации, утвержденным в соответствии с нормами Закона, а также соблюдена очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная подпунктом 1.31 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и статьями 138, 144 Закона.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 817
  судья 228
  юрист 1031
  банкрот 458
  кредитор 635
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio