Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ПО ИСКАМ О ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В соответствии с планом работы Высшего Хозяйственного Суда на второе полугодие 2004 года управлением обеспечения надзора и обобщения судебной практики изучена практика рассмотрения хозяйственными судами исков о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей (далее — ликвидация субъектов хозяйствования).
  В целях установления единообразной практики по рассмотрению дел данной категории полагаем необходимым обратить внимание хозяйственных судов на следующее.
1.  Ликвидация субъектов хозяйствования по основаниям, предусмотренным подпунктом 41.3 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 года № 11 с изменениями и дополнениями (далее — Положение), осуществляется регистрирующим органом либо, когда субъект хозяйствования является коммерческой организацией с иностранными инвестициями, — хозяйственным судом по иску регистрирующего органа.
Компетенция органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам и иных уполномоченных государственных органов при обнаружении указанных в подпункте 41.3 обстоятельств ограничена направлением регистрирующему органу представления о ликвидации субъекта хозяйствования.
2.  Ликвидацию следует рассматривать как исключительную меру воздействия на субъекта хозяйствования за допущенные в ходе предпринимательской деятельности нарушения. Нарушение требований законодательства может явиться основанием для ликвидации субъекта хозяйствования в том случае, если хозяйственный суд квалифицирует такое нарушение как неоднократное либо грубое. Критерии оценки характера допущенного нарушения законодательства должны определяться судом с учетом обстоятельств конкретного дела и действий, которые были предприняты ответчиком для устранения допущенных нарушений.
Суд признает нарушение неоднократным при наличии доказательств того, что субъект хозяйствования два или более раза привлекался к ответственности за нарушения законодательства: в отношении него компетентными государственными органами принимались решения о применении мер экономической, административной ответственности и эти решения в установленном порядке не отменены.
Оценивая нарушение законодательства как грубое, хозяйственный суд принимает во внимание те негативные последствия, которые повлекло данное нарушение: причинение ущерба государственным интересам, гражданам или субъектам предпринимательской деятельности. Например, в качестве грубого нарушения может быть рассмотрено нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности: отсутствие первичных документов о финансово — хозяйственной деятельности, бухгалтерских отчетов и балансов, расчетов по налогам.
3.  Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 года № 9 «О порядке назначения хозяйственными судами ликвидационных комиссий, управляющих, ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц» (далее - постановление Пленума) предложения по персональному составу ликвидационной комиссии, согласованные с соответствующими органами и лицами, направляются (передаются) в хозяйственный суд сторонами по делу или одной из них.
Подтверждение согласия кандидатов, включенных в список ликвидационной комиссии на участие в ее работе, могут быть истребованы судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству.
4.  Согласно пункту 9 постановления Пленума хозяйственный суд, принявший решение о ликвидации субъекта хозяйствования, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации. При необходимости срок проведения ликвидации может быть продлен хозяйственным судом с вынесением мотивированного определения.
В целях обеспечения оперативного проведения полного комплекса мероприятий по ликвидации в решении хозяйственного суда целесообразно устанавливать периодичность, с которой ликвидационная комиссия должна уведомлять суд об изменениях в составе имущества ликвидируемого юридического лица; о размере фактически взысканных и поступивших денежных средств на единый счет юридического лица; о сроках составления промежуточного ликвидационного баланса, отчета о деятельности ликвидационной комиссии и ликвидационного баланса.
Судом могут быть предприняты и иные действия по контролю над ходом проведения ликвидации субъектов хозяйствования. Неисполнение ликвидационной комиссией решения суда влечет применение к виновным мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Председатель
Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь                                  B.C. КАМЕНКОВ

 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 832
  судья 231
  юрист 1043
  банкрот 475
  кредитор 657
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio