Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Разъяснение от 24.06.2009 г. на интернет-конференции Председателя Высшего Хозяйственного суда В.С. Каменкова
Правовое консультационное частное унитарное предприятие «АРС Групп» в процессе анализа правоприменительной практики по спорам, связанным с применением законодательства Республики Беларусь об экономической несостоятельности (банкротстве), просит дать пояснение по следующим вопросам:

В соответствии со ст. 66 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, - из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено указанным Законом.

В случаях отсутствия предложений о кандидатурах управляющего или если предложенные кандидатуры не отвечают требованиям, предъявляемым к управляющему в соответствии со статьей 62 Закона, а также если должник - юридическое лицо является градообразующей организацией, государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, или организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы, управляющий назначается хозяйственным судом по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве или в других случаях, предусмотренных настоящим Законом, - по представлению иных уполномоченных органов.

В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке взаимодействия хозяйственных судов Республики Беларусь и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 193 от 01.11.2007 года (далее - Инструкция), в случаях, предусмотренных Законом, кандидатура управляющего представляется Департаментом по запросу хозяйственного суда.

В случае, если кандидатура управляющего, предложенная должником, когда заявление о банкротстве должника подается самим должником, отвечает требованиям, предусмотренным ст. 62 Закона, правомерно ли:

1. Направление хозяйственным судом соответствующего запроса в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь без указания конкретных кандидатур управляющих?

2. Направление хозяйственным судом соответствующего запроса в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь с указанием конкретной кандидатуры управляющего, отличной от кандидатуры, предложенной должником?

3. Направление хозяйственным судом соответствующего запроса в Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь с просьбой представить не менее трех кандидатур управляющих?

4. Назначение управляющего (отказ в назначении управляющего, предложенного должником) с учетом количества дел, находящихся в производстве этого управляющего?
 
Принимая во внимание правила части 1 статьи 66 и статьи 67 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) временный (антикризисный) управляющий назначается хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами, а когда заявление о банкротстве должника подано самим должником, - из числа лиц, предложенных должником, если иное не предусмотрено Законом.

Положения части 1 статьи 66 Закона содержат оговорку, в соответствии с которой хозяйственный суд при наличии определенных условий вправе назначить иную кандидатуру временного (антикризисного) управляющего, нежели предложенную кредиторами либо самим должником.

Так, например, пункт 21 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 30 "О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)", предусмотрено, что при назначении в производствах по делу о банкротстве временного (антикризисного) управляющего хозяйственный суд должен проверить, отвечает ли предложенная кандидатура требованиям статьи 62 Закона. В частности, хозяйственному суду необходимо требовать предоставления кандидатом лицензии на осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу о банкротстве, а в необходимых случаях - специальный аттестат, документы, подтверждающие правовой статус индивидуального предпринимателя. Кроме того, хозяйственный суд выясняет, является или нет предложенная кандидатура заинтересованным лицом в отношении должника или кредитора.

Если представленная кандидатура временного (антикризисного) управляющего не отвечает требованиям статьи 62 Закона и, в частности, кандидат не пользуется доверием хозяйственного суда, хозяйственный суд назначает временного (антикризисного) управляющего по предложению органа государственного управления по делам о банкротстве или иных уполномоченных органов.

Одновременно обращаем внимание, что из общего правила представления кандидатуры временного (антикризисного) управляющего, предусмотренного статьями 66 и 67 Закона, имеются исключения, предусмотренные частью 1 пункта 1.22 и пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

К такой кандидатуре временного (антикризисного) управляющего предъявляются дополнительные требования, установленные Указом 508.

Вместе с тем в соответствии с правилами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь заявленное в хозяйственный суд ходатайство разрешается хозяйственным судом, как правило, после заслушивания мнений и иных лиц, участвующих в деле, а не только заявителя. После оценки в совокупности всех мнений и обстоятельств, касающихся заявленного ходатайства, хозяйственный суд самостоятельно принимает решение о том, подлежит ли заявленное ходатайство удовлетворению или отклонению.

В свою очередь, пунктом 24 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 30 "О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)" предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о назначении кандидатуры временного (антикризисного) управляющего хозяйственный суд проверяет, в скольких производствах по делу о банкротстве временный (антикризисный) управляющий осуществляет свои права и (или) обязанности.

В соответствии с частью второй подпункта 1.24 пункта 1 Указа одно и то же лицо не может осуществлять права и (или) обязанности временного (антикризисного) управляющего и (или) представителя временной администрации более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве ликвидируемых должников - юридических лиц и отсутствующих должников.

Хозяйственные суды обязаны учитывать, что дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые возбуждены по основаниям, указанным в статьях 247-257 Закона, предусматривающих упрощенную процедуру рассмотрения дел о банкротстве ликвидируемого и отсутствующего должника, не учитываются при определении количества дел, находящихся в производстве одного временного (антикризисного) управляющего.

Принимая во внимание изложенное, антикризисный управляющий вправе осуществлять свои права и обязанности в производствах по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении названных в обращении должников - юридических лиц.



В.С. Каменков,
Председатель Высшего Хозяйственного Суда
Республики Беларусь



 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 832
  судья 231
  юрист 1041
  банкрот 473
  кредитор 655
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio