Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Разъяснение от 22 февраля 2007 года № 03-30/325.
Вопросы.
1. После покупки недвижимого имущества на торгах, проводимых судебным исполнителем, субъект хозяйствования обратился в органы регистрации с заявлением о регистрации перехода права собственности. Имущество не зарегистрировано в установленном порядке как недвижимое.
Заявитель ссылается на Методические указания по осуществлению государственной регистрации при обращении взыскания на недвижимое имущество, утвержденные Приказом генерального директора государственного унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство» от 28 сентября 2005 года № 279.
Регистрирующий орган отказывает в принятии заявления и указывает, что для регистрации права собственности необходимо представить дополнительные документы (акт приемки объекта в эксплуатацию или выписку из решения исполнительного органа о возможности использования эксплуатируемого капитального строения по назначению).
При этом позиция регистрирующего органа заключается в том, что без государственной регистрации недвижимого имущества не может быть регистрации перехода права собственности недвижимого имущества.
В обоснование своих возражений регистрирующий орган ссылается на Положение о государственной регистрации создания эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений) и изолированных помещений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2004 года № 689.
Правомерны ли действия регистрирующего органа?

2. Технический паспорт на здание (сооружение) выдается на основании приказа Министра жилищно-коммунального хозяйства от 13 февраля 1989 года № 31.
Субъекты, купившие здание, ссылаясь на технический паспорт, указывают о факте регистрации здания как недвижимого имущества.
Регистрирующий орган указывает, что технический паспорт является документом, составленным по результатам технической инвентаризации или проверки характеристики недвижимого имущества. Факт регистрации недвижимого имущества технический паспорт не устанавливает.
Устанавливает ли технический паспорт факт регистрации недвижимого имущества?
 
Ответ. Правовые основы и порядок государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него, а также сделок с ним в пределах территории Республики Беларусь устанавливаются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле и Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон).

В частности, на основе Закона были приняты такие акты как:

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2004 года № 689 «Об утверждении Положения о государственной регистрации создания эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений) и изолированных помещений» (далее - Положение);

2. Постановление Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 6 апреля 2004 года № 12 «Об утверждении Инструкции о назначении и требованиях к проведению технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества»;

3. Решение Минского городского исполнительного комитета от 15 октября 2004 года № 2150 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения вопросов о возможности использования эксплуатируемого капитального строения (здания, сооружения) по назначению»;

4. Приказ Генерального директора государственного унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство» от 28 сентября 2005 года № 279 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственной регистрации при обращении взыскания на недвижимое имущество» (далее - Методические указания).

Содержание вышеуказанных актов представляет собой, главным образом, перечень документов, необходимых для совершения регистрационных действий, технической инвентаризации и получения подтверждения о возможности эксплуатации зданий (сооружений).

Во всех случаях приобретения недвижимости, в том числе и в результате торгов, проведенных хозяйственным судом, для определения порядка совершения действий, которые необходимо осуществить покупателю с целью регистрации права собственности на недвижимость, следует руководствоваться требованием о последовательности государственной регистрации, установленным в статье 10 Закона. В соответствии с данной нормой государственная регистрация права собственности на строение возможна только после регистрации создания этого строения, которая, в свою очередь, возможна только при условии регистрации создания земельного участка, на котором оно расположено.

В практике реализации хозяйственными судами недвижимости на торгах встречаются случаи, когда выставляемое на продажу имущество часто не зарегистрировано как объект недвижимости. Это может быть либо эксплуатируемое капитальное строение, информация о котором отсутствует у регистрирующих органов, либо вновь создаваемое недвижимое имущество, так называемое незавершенное строительство.

В подобной ситуации для регистрации права собственности на недвижимость недостаточно документов, перечисленных в пункте 5 Методических указаний, в частности, копии акта о состоявшихся торгах, копии акта передачи имущества судебным исполнителем, документов о праве собственности или аренды на земельный участок, на котором расположено строение.

Для регистрации создания эксплуатируемого капитального строения и права собственности на него покупателю необходимо будет представить технический паспорт и акт приемки в эксплуатацию (пункт 3 Положения). При отсутствии этих документов как у должника, так и в регистрационном деле покупателю необходимо будет самостоятельно оформлять и оплачивать техническую инвентаризацию строения, а также обращаться в местный исполнительный и распорядительный орган с заявлением о рассмотрении вопроса о возможности использования эксплуатируемого капитального строения по назначению.

В случае приобретения незавершенного строительства и при отсутствии технического паспорта и акта ввода в эксплуатацию строения приобретателю необходимо будет получить в соответствии с законодательством Республики Беларусь разрешение на строительство данного объекта недвижимости и сдать его в эксплуатацию. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует акт законодательства, устанавливающий перечень документов, которые должны представлять юридические лица для регистрации создания недвижимого имущества в связи с его строительством и вводом в эксплуатацию. В этой связи большинство территориальных организаций по государственной регистрации на основании статьи 32 Закона и в соответствии со статьями 47 и 49 Закона самостоятельно определяют перечень представляемых документов, который вывешивается в помещении территориальной организации по государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним не могут осуществляться ранее государственной регистрации создания соответствующего недвижимого имущества.

Документом, удостоверяющим факт государственной регистрации недвижимого имущества, является свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации (статья 38 Закона).


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 804
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio