Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Разъяснение от 28 ноября 2006 года № 03-29/2290.
Вопросы. В практике деятельности управляющих в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) часто возникает ситуация, когда после завершения ликвидационного производства и исключения должника из ЕГР счет должника в банке остается не закрытым. В этой связи просим разъяснить следующие вопросы:

1. Какой порядок закрытия расчетного счета должника после вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства?

2. Вправе ли банк требовать от управляющего оплаты комиссионного вознаграждения за закрытие расчетного счета в банке после вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства в процедуре банкротства? Усматривается ли в данной ситуации факт недобросовестного исполнения управляющим своих полномочий при проведении процедуры банкротства?
 
Ответы. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев ваш запрос, сообщает следующее.

В соответствии с частями первой и второй статьи 70 Закона о нормативных правовых актах в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь не вправе осуществлять официальное толкование названных в запросе нормативных актов.
Кроме того, так как отдельные поставленные вопросы не относятся к компетенции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, можем высказать свое мнение, не являющееся официальным толкованием положений соответствующих нормативных правовых актов.

Ответ на первый вопрос. Так, определенные условия и случаи закрытия текущих и иных счетов закреплены, в частности, Правилами открытия банками счетов клиентам в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2000 года № 24.12 (в редакции постановления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года № 72) (далее — Правила). При этом перечень случаев закрытия текущих и иных счетов в силу подпункта 54.7 пункта 54 Правил не является исчерпывающим.
Следует отметить положения части третьей пункта 52 Правил, в силу которых порядок переоформления счета на имя антикризисного управляющего в процедуре конкурсного производства осуществляется в аналогичном порядке для переоформления счета на имя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
В свою очередь, подпунктом 54.3 пункта 54 Правил предусмотрено, что текущий счет закрывается при ликвидации предприятия после завершения работы ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Хотя положениями названного подпункта не предусматривается их распространение на случай закрытия счета при завершении работы антикризисного управляющего, представляется возможным обратиться к нормам статьи 72 Закона Республики Беларусь о нормативных правовых актах. Так, согласно частям первой и второй названной статьи при выявлении пробелов в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие (издавшие) эти акты, обязаны внести в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы.
До внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.
В соответствии с частью второй статьи 154 Закона о банкротстве в течение десяти дней со дня вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства управляющий должен представить названное определение в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Одновременно, копию определения хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства в течение названного десятидневного срока управляющему следует представить в банк в целях закрытия текущего счета должника.
Таким образом, полагаем (по аналогии закона), что в связи с завершением ликвидационного производства банк закрывает текущий счет должника в период после вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства до момента прекращения полномочий антикризисного управляющего (часть четвертая статьи 154 Закона о банкротстве).
Документы, подтверждающие закрытие основного расчетного (текущего) счета должника, впоследствии представляются управляющим хозяйственному суду для приобщения к материалам дела применительно к пункту 36 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 февраля 2005 года № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» (в редакции от 21 апреля 2006 года).

Ответ на второй вопрос. Оценка правомерности действий как одной из сторон по гражданско-правовому обязательству, так и действий управляющего при выполнении им своих полномочий или требований судебного постановления может быть дана судом при рассмотрении конкретной спорной ситуации, поэтому Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь не вправе комментировать вопросы, которые являются или могут стать предметом конкретного судебного разбирательства.


 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 803
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio