Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Обобщение судебной практики рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) по делам, рассмотренным хозяйственным судом Могилевской области за 1 полугодие 2006 года.
Применение законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве), регулирующих деятельность управляющего
  Согласно статье 75 Закона о банкротстве управляющий вправе ходатайствовать перед хозяйственным судом о представлении и (или) истребовании у организаций необходимых документов, заключений, сведений, относящихся к хозяйственной деятельности должника.

Как следует из материалов дел, управляющими достаточно часто применяется данная норма Закона о банкротстве. По многочисленным ходатайствам управляющих хозяйственный суд направляет запросы в управление юстиции (по вопросам регистрации субъектов хозяйствования), в агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (о наличии недвижимости), Госавтоинспекцию (о наличии автотранспортных средств), налоговые и другие государственные органы по самым различным вопросам, относящимся к хозяйственной деятельности должника.
Так, в процессе конкурсного производства в отношении ОДО в хозяйственный суд поступило ходатайство от управляющего о направлении запроса в Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру о предоставлении информации в отношении наличия недвижимого имущества должника. Ходатайство управляющего удовлетворено, хозяйственным судом направлен соответствующий запрос.
В ходе проведения мероприятий ликвидационного производства в отношении ООО от управляющего поступило ходатайство о направлении запроса в территориальный орган Фонда социальной защиты населения о предоставлении сведений о работниках должника и их заработной плате. Хозяйственным судом ходатайство управляющего удовлетворено.

В соответствии со статьей 76 Закона о банкротстве управляющий с момента его назначения обязан проводить анализ финансового состояния и платежеспособности должника, определять наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.

По заявлению налогового органа хозяйственным судом возбуждено производство по делу и открыто конкурсное производство в отношении должника – ОДО, управляющему поручено провести анализ финансового состояния и платежеспособности должника.
Ко дню слушания дела управляющим представлен отчет о его деятельности в период конкурсного производства, из которого следует, что анализ финансового состояния и платежеспособности должника не проводился в связи с отсутствием необходимых бухгалтерских документов.
Присутствующие в судебном заседании учредители (они же – директор и бухгалтер общества) пояснили, что документы бухгалтерского учета сданы в архив.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о недостоверности заключения управляющего и повторно обязал управляющего провести анализ финансового состояния и платежеспособности должника. Слушание дела по этой причине было отложено.
После проведения управляющим анализа финансового состояния и платежеспособности должника и представления в суд необходимых документов должник признан банкнотом с ликвидацией.

Ненадлежащее исполнение управляющим обязанностей по проведению анализа финансового состояния должника явилось основанием для неоднократного отложения судебного разбирательства по делу о банкротстве.

Дело о банкротстве ОАО возбуждено хозяйственным судом по заявлению ликвидационной комиссии. 94,78 процента акций должника принадлежат государству, в связи с чем суд назначил управляющего по данному делу из числа лиц, аккредитованных при Облисполкоме.
В соответствии со статьей 76 Закона о банкротстве суд обязал управляющего провести анализ финансового состояния и платежеспособности должника, определить наличие признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
В установленный судом срок управляющим не был представлен анализ финансового состояния и платежеспособности должника, судебное разбирательство отложено.
Впоследствии судом дважды было отложено слушание дела из-за ненадлежащего анализа финансового состояния и платежеспособности должника и неправильного определения управляющим признаков ложного банкротства данного юридического лица.

В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Указа № 508, статьями 78 и 82 Закона о банкротстве недобросовестно или ненадлежащим образом исполняющий свои обязанности управляющий может быть освобожден хозяйственным судом от исполнения обязанностей, дисквалифицирован, подвергнут штрафу.

Решением хозяйственного суда унитарное коммунальное торговое предприятие (далее – УКТП) признано банкротом с ликвидацией.
В соответствии с подпунктом 1.30 пункта 1 Указа № 508, статьей 151 Закона о банкротстве управляющий ежемесячно представляет в хозяйственный суд, орган государственного управления по делам о банкротстве, орган, представивший его кандидатуру, отчеты о своей деятельности и о хозяйственной деятельности должника.
Неисполнение указанных требований законодательных актов послужило основанием для направления Департаментом по санации и банкротству представления в хозяйственный суд о привлечении управляющего в производстве по делу о банкротстве УКТП к административной ответственности. По результатам рассмотрения представления хозяйственный суд отказал Департаменту в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности управляющего. Вместе с тем суд предупредил управляющего о недопустимости повторения подобных фактов.
В дальнейшем хозяйственным судом рассмотрено второе представление Департамента по санации и банкротству, в котором он просил суд рассмотреть вопрос о дисквалификации управляющего. Основанием для представления послужили факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проведенной Фондом «Могилевоблимущество» проверки деятельности управляющего. В частности, при проведении проверки был установлен факт нарушения требований пункта 95 Инструкции № 159, а именно: сроки информационного сообщения о проведении торгов были сокращены управляющим без решения хозяйственного суда по этому вопросу.
Хозяйственный суд, рассмотрев представление Департамента, вновь отказал в удовлетворении требования Департамента о дисквалификации управляющего. Однако, учитывая то обстоятельство, что факты нарушения управляющим законодательства действительно имели место, суд, руководствуясь подпунктом 6.2 пункта 6 Указа № 508, подверг управляющего штрафу в размере 775 000 белорусских рублей за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

В соответствии с подпунктом 1.24 пункта 1 № 508 одно и то же лицо не может осуществлять права и обязанности управляющего более чем в одном производстве по делу о банкротстве, за исключением производств по делам о банкротстве ликвидируемых должников – юридических лиц и отсутствующих должников.

Хозяйственный суд вынес определение о возбуждении производства по делу и открытии конкурсного производства в отношении частного унитарного предприятия в соответствии с нормами Закона об упрощенных процедурах банкротства.
В процессе конкурсного производства управляющим проведена инвентаризация имущества должника, проведен анализ финансового состояния и платежеспособности должника. В результате проведенных мероприятий управляющим установлено, что у предприятия имеются источники восстановления платежеспособности. Собранием кредиторов утвержден предложенный управляющим план санации должника.
В ходе судебного разбирательства по делу управляющим заявлено ходатайство об освобождении его от исполнения обязанностей по данному делу. В обоснование ходатайства управляющий сослался на то, что ранее он был назначен управляющим в производстве по другому делу, по которому судом вынесено решение об экономической несостоятельности с санацией должника.
Руководствуясь подпунктом 1.24 пункта 1 Указа № 508, хозяйственный суд удовлетворил ходатайство управляющего и назначил нового управляющего в производстве по данному делу.


Лариса НАВИТАНЮК,
судья хозяйственного суда
Могилевской области


"Вестник ВХС РБ", №3, февраль 2007 г.
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 804
  судья 228
  юрист 1027
  банкрот 453
  кредитор 624
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio