Банкротство в Республике Беларусь
Банкротство Банкротство, Санация, Ликвидация
 
Антикризисное управление
 Главная О проекте Опыт и анализ Законодательство Вопрос-ответ Контакты 
  Разъяснение от 18.04.2006 № 03-29/773
В связи с возникающими вопросами при проведении процедур банкротства предприятий прошу разъяснить: 1. Имеет ли право управляющий в процедуре банкротства самостоятельно производить оценку имущества должника для его последующей продажи? 2. Может ли собрание (комитет) кредиторов установить порядок оценки имущества должника, отличный от установленного в соответствии с законодательством? 3. Является ли трехлетний срок с момента открытия конкурсного производства для предъявления управляющим иска о возврате имущества должника, установленный в ст. 105 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», специальным сроком исковой давности? Индивидуальный предприниматель Шуляковский С.Л.
  Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, рассмотрев Ваше обращение от 27 марта 2006 года № 711, в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В связи с тем, что Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь согласно правилам статьи 70 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» не является органом, осуществляющим официальное толкование нормативных правовых актов, можем изложить свое мнение относительно поставленных вопросов.

1. В соответствии с частью первой статьи 99 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон), в процессе конкурсного производства управляющий производит опись (инвентаризацию) и оценку всего имущества должника.
Необходимость проведения описи (инвентаризации) связана, прежде всего, с возложением на управляющего обязанностей по управлению делами должника при отстранении его руководителя в силу предписаний статьи 90 Закона.
При проведении инвентаризации осуществляется выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества и его состояния с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств организации.
Проведение инвентаризации имущества и обязательств должника, как правило, является первым и необходимым шагом в осуществлении оценки имущества должника, под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего должнику имущества.
Целью проведения оценки в рассматриваемом случае является установление стоимости имущества, позволяющее с достаточной степенью достоверности оценить выручку, которую предполагается получить в результате реализации данного имущества.
Наряду с этим, необходимо принимать во внимание, что Законом установлены ограничения на проведение самостоятельной оценки управляющим имущества должника, например, если имуществом должника, подлежащим продаже в процессе конкурсного производства, является недвижимое имущество, оно оценивается до продажи с привлечением в установленном порядке независимого специалиста по оценке, др.
Тем не менее, пунктом 14 Инструкции об оценке и порядке продажи предприятия и иного имущества должника, находящегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28 июня 2004 года № 159 (далее - Инструкция), предусмотрено, что оценку стоимости объекта оценки может проводить временный (антикризисный) управляющий, если он представляет юридическое лицо, занимающееся оценочной деятельностью (при оценке стоимости предприятия), а также является оценщиком, обладающим опытом работы по оценке имущества и имущественных комплексов не менее двух лет (при оценке имущества, входящего в состав предприятия); оценочная организация, имеющая в штате не менее двух квалифицированных специалистов-оценщиков с опытом работы по оценке имущества и имущественных комплексов не менее двух лет.
То есть, Инструкция называет специальных лиц для проведения оценки стоимости объектов оценки в целях их последующей продажи (распродажи) в процедуре экономической несостоятельности (банкротства) должника, в том числе частей имущества, выделяемых в виде отдельных лотов на торгах или прямой продаже.
Принимая во внимание изложенное, полагаем, что положения Инструкции ограничивают полномочия управляющего, не названного в данной Инструкции, на проведение самостоятельной оценки имущества в целях последующей его продажи, в связи с чем, считаем, за получением разъяснения по поставленному вопросу Вам целесообразно обратиться в Министерство экономики Республики Беларусь, как компетентный республиканский орган государственного управления, к основным задачам которого отнесены, в частности, организация в предусмотренных законодательством случаях работы по оценке стоимости имущества, обеспечение условий для реализации процедур банкротства в соответствии с законодательством.

2.  Часть шестая статьи 53 Закона приводит перечень полномочий, которые относятся к исключительной компетенции собрания кредиторов.
Принимая во внимание положения абзаца восьмого части шестой статьи 53 Закона, следует, что перечень полномочий собрания кредиторов ограничен рамками Закона.
Так, например, иные вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и не названные статьей 53 Закона, предусмотрены статьями 93, 100, 103, 108, 122, 130, 131, 132,142, 143 Закона.
Такое полномочие собрания кредиторов, как установление порядка оценки имущества должника, отличного от порядка проведения оценки имущества, установленного законодательством Республики Беларусь, Законом не предусмотрено.
В этой связи считаем, что в рассматриваемом случае собрание кредиторов не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных ему Законом.
Однако, следует отметить, что собрание кредиторов вправе установить, что предпродажная оценка объектов недвижимости может в некоторых случаях и не проводиться, например, если подобная оценка уже была проведена в сравнительно недавние сроки и кредиторы уверены в независимости выводов оценщика, а также в том, что за прошедший с момента проведения такой оценки срок величина оцененной стоимости объекта недвижимости не подверглась каким-либо значимым изменениям, либо в случае, когда состояние предполагаемого к продаже объекта недвижимости не оставляет сомнений в том, что понесенные расходы на проведение оценки могут превысить выручку от реализации этого объекта.

3.  По нашему мнению срок, регламентированный частью третьей статьи 105 Закона, в течение которого управляющий может предъявить иск о возврате имущества, а именно, три года со дня открытия в отношении должника конкурсного производства, является специальным сроком исковой давности.

Заместитель Председателя
Л.Г. Козырева
 
поиск по сайту
 
  Наш альянс:
 
 
Банкротство
Информационно-аналитический ресурс "Банкротство в Республике Беларусь"
(www.bankrot.by)
 
антикризисное управление
 
 


  торги
 

Архив объявлений о торгах


  вопрос
Кто вы?
 
 
  управляющий 817
  судья 228
  юрист 1031
  банкрот 458
  кредитор 635
© bankrot.by / Банкротство в Республике Беларусь
адрес: Республика Беларусь, 220012, г. Минск, а/я 1
тел.: +375 29 650-05-70, e-mail: gv@trust.by
Design by Normality studio